Как проверить замыкание мультиметром. Диагностика авто: как проверить катушку зажигания мультиметром на работоспособность
SET 8-861-260-24-40, 8 (989) 212 27 02
Заказать обратный звонок
г.Краснодар,
ул.Симферопольская
дом 5, офис 9
Пн-Вс с 9:00 до 18:00

Корзина

Корзина пуста

Выбрать товар

Руководство как проверить мультиметром разное электрооборудование. Как проверить замыкание мультиметром


проверка на межвитковое замыкание и восстановление работоспособности

Трансформаторы получили широкое применение в радиоэлектронике. Они являются преобразователями переменного напряжения и, в отличие от других радиоэлементов, выходят из строя редко. Для определения их исправности нужно знать, как проверить трансформатор мультиметром. Этот способ достаточно простой, и необходимо понять принцип работы трансформатора и его основные характеристики.

Содержание материала

Основные сведения о трансформаторах

Для преобразования номиналов переменного напряжения применяются специальные электрические машины — трансформаторы.

Трансформатор — это электромагнитное устройство, предназначенное для преобразования переменного напряжения и тока одной величины в переменный ток и напряжение другой величины.

Устройство и принцип действия

Используется во всех схемах питания потребителей, а также для осуществления передачи электроэнергии на значительные расстояния. Устройство трансформатора достаточно примитивно:

Также рекомендуем прочитать:

  1. Ферромагнитный сердечник выполнен из ферромагнетика и называется магнитопроводом. Ферромагнетики — это вещества, обладающие самопроизвольной намагниченностью, параметры (атомы обладают постоянным спиновым или орбитальным магнитными моментами) сильно изменяются благодаря магнитному полю и температуре.
  2. Обмотки: первичная (подключается сетевое напряжение) и вторичная (питание потребителя или группы потребителей). Вторичных обмоток может быть больше 2-х.
  3. Дополнительные составляющие применяются для силовых трансформаторов: охладители, газовое реле, индикаторы температуры, поглотители влаги, трансформаторы тока, системы защиты и непрерывной регенерации масла.

Принцип действия основан на нахождении проводника в переменном электрическом поле. При движении проводника, например, соленоида (катушка с сердечником), на его выводах можно снять напряжение, которое зависит прямо пропорционально от количества витков. В трансформаторе реализован этот подход, но осуществляет движение не проводник, а электрическое поле, образованное переменным током. Он движется по магнитопроводу, выполненному из ферромагнетика. Ферромагнетик — это специальный сплав, идеально подходящий для изготовления трансформаторов. Основные материалы для сердечников:

  1. Электротехническая сталь содержит большую массовую долю кремния (Si) и соединяется под действием высокой температуры с углеродом, массовая доля которого не более 1%. Ферромагнитные свойства нечетко выражаются, и происходят потери на вихревые токи (токи Фуко). Потери прямо пропорционально растут с увеличением частоты. Для решения этой проблемы и происходит добавление Si в углеродистую сталь (Э42, Э43, Э320, Э330, Э340, Э350, Э360). Расшифровывается аббревиатура Э42: Э — электротехническая сталь, содержащая 4% — Si с 2% магнитных потерь.
  2. Пермаллой — вид сплава, и его составляющими частями являются никель и железо. Этот вид характеризуется высоким значением магнитной проницаемости. Применяется в маломощных трансформаторах.

При протекании тока по первичной обмотке (I) в ее витках образуется магнитный поток Ф, который распространяется по магнитопроводу на II обмотку, вследствие чего в ней образуется ЭДС (электродвижущая сила). Устройство может работать в 2-х режимах: нагрузки и холостого хода.

Коэффициент трансформации и его расчет

Коэффициент трансформации (k) является очень важной характеристикой. Благодаря ему можно выявить неисправности. Коэффициент трансформации — это величина, показывающая отношение количества витков I обмотки к числу витков II обмотке. По k трансформаторы бывают:

  1. Понижающими (k > 1).
  2. Повышающими (k < 1).

Найти его просто, и для этого необходимо узнать отношение напряжений каждой из обмоток. При наличии более 2-х обмоток расчет производится для каждой из них. Для точного определения k нужно пользоваться 2-мя вольтметрами, так как напряжение сети может изменяться, и эти изменения нужно отслеживать. Подавать нужно только напряжение, указанное в характеристиках. Определяется k несколькими способами:

По паспорту, в котором указаны все параметры устройства (напряжение питания, коэффициент трансформации, сечение провода на обмотках, количество витков, тип магнитопровода, габариты).

  1. Расчетный метод.
  2. При помощи моста Шеринга.
  3. При помощи специальной аппаратуры (например, УИКТ-3).

Рассчитать k несложно, и существует ряд формул, позволяющих сделать это. Нет необходимости учитывать потери магнитопровода, применяемые при изготовлении на заводе. Исследования показали взаимосвязь магнитопровода (железняк) и k. Для улучшения КПД трансформатора нужно уменьшить магнитные потери:

  1. Использование специальных сплавов для магнитопровода (уменьшение толщины и спецобработка).
  2. Уменьшение количества витков при использовании толстого провода, а на высоких частотах большое сечение является пространством для создания вихревых токов.

Для этих целей применяют аморфную сталь. Но и она обладает ограничением, называемым магнитострикцией (изменение геометрических размеров материала под действием электромагнитного поля). При использовании этой технологии удается получать листы для железняка толщиной в сотые доли миллиметров.

Расчетные формулы

При отсутствии соответствующей документации нужно производить расчеты самостоятельно. В каждом конкретном случае способы расчета различны. Основные формулы расчета k:

  1. Без учета возможных погрешностей: k = U1 / U2 = n1 / n2, где U1 и U2 — U на I и II обмотках, n1 и n2 — количество витков на I и II обмотках.
  2. При учете погрешностей: k = U1 / U2 = (e *n1 + I1 * R1) / (e * n2 + I2 * R2), где U1 и U2 — напряжения на I и II обмотках; n1 и n2 — кол-во витков на I и II обмотках; е — ЭДС (электродвижущая сила) в каждом из витков обмоток; I1 и I2 — силы токов I и II обмоток; R1 и R2 — сопротивления для I и II.
  3. По известным мощностям при параллельном подключении обмоток: kz = Z1 / Z2 = ku * ku, где kz — k по мощности, Z1 и Z2 — мощности на первичной и вторичной обмотках, ku — k по напряжению (k = U1 / U2).
  4. По токам при последовательном подключении обмоток: k = I1 / I2 = n2 / n1. При учете результирующего тока холостого хода (ток потерь Io): I1 * n1 = I2 * n2 + Io.

Проверка исправности

В основном трансформаторы применяются в блоках питания. Намотка и изготовление самого трансформатора с нуля — сложная задача и под силу не каждому. Поэтому за основу берется уже готовый и модернизируется путем изменения количества витков вторичной обмотки. Основные неисправности трансформатора:

  1. Обрыв выводов.
  2. Повреждение магнитопровода.
  3. Нарушение изоляции.
  4. Сгорание при КЗ.

Диагностика начинается с визуального осмотра. Первоначальная диагностика включает в себя осмотр выводов трансформатора, его катушек на предмет обугливаний, целостность магнитопровода.

При изношенных выводах необходимо зачистить их, а в некоторых случаях при обрыве — разобрать трансформатор, припаять их и прозвонить тестером.

При поврежденном магнитопроводе нужно его заменить или узнать из справочников об аналогичном для конкретной модели, так как он ремонту не подлежит. Можно заменить отдельные пластины.

При КЗ необходимо провести диагностику на работоспособность при помощи измерительных приборов (проверка трансформатора мультиметром).

При пробитой изоляции происходит контакт между витками обмоток или на корпус. Определить эту неисправность достаточно сложно. Для этого необходимо произвести следующие действия:

  1. Включить прибор в режим измерения сопротивления.
  2. Один щуп должен быть на корпусе, а другой нужно присоединить к каждому выводу трансформатора поочередно.
  3. Прибор должен во всех случаях прозвонок показывать бесконечность, что свидетельствует об отсутствии КЗ на корпус.
  4. При любых показаниях прибора пробой на корпус существует, и нужно полностью разбирать трансформатор и даже разматывать его обмотки для выяснения причины.

Для поиска короткозамкнутых витков нужно определить, где I обмотка (вход), а где II (выход) у неизвестного трансформатора. Для этого стоит воспользоваться следующим алгоритмом:

  1. Выяснить сопротивление первичной обмотки трансформатора 220 вольт при помощи измерений мультиметра в режиме «сопротивления». Необходимо записать показания прибора. Выбрать обмотку с наибольшим сопротивлением.
  2. Взять лампочку на 50 Вт и подключить ее последовательно с этой обмоткой.
  3. Включить в сеть на 5−7 секунд.

После этого отключить и проверить обмотки на нагрев. Если заметного превышения температуры нет, то приступить к поиску короткозамкнутых витков. Как проверить трансформатор на межвитковое замыкание: необходимо воспользоваться мегаомметром при напряжении 1000 В. При измерении пробоя изоляции необходимо прозванивать корпус и выводы обмоток, а также независимые между собой обмотки, например, вывод I и II.

Нужно определить коэффициент трансформации и сравнить его с документом. Если они совпадают — трансформатор исправен.

Существуют еще два метода проверки:

  1. Прямой — подразумевает проверку под нагрузкой. Для его осуществления необходимо собрать цепь питания I и II обмоток. Путем измерения значений тока в обмотках, а затем по формулам (4) определить k и сравнить его с паспортными данными.
  2. Косвенные методы. Включают в себя: проверку полярности выводов обмоток, определение характеристик намагничивания (используется редко). Полярность находится при помощи вольтметра или амперметра магнитоэлектрического исполнения с определением полярности на выходе. При отклонении стрелки вправо — полярности совпадают.

Проверка импульсного трансформатора достаточна сложная, и ее может произвести только опытный радиолюбитель. Существует много способов проверки исправности импульсников.

Таким образом, трансформатор можно легко проверить мультиметром, зная основные особенности и алгоритм проверки. Для этого нужно выяснить тип трансформатора, найти документацию по нему и рассчитать коэффициент трансформации. Кроме того, необходимо произвести визуальный осмотр прибора.

pochini.guru

Руководство как проверить мультиметром разное электрооборудование

Трансформатор является простым электротехническим устройством и служит для преобразования напряжения и тока. На общем магнитном сердечнике наматываются входная и одна или несколько выходных обмоток. Подаваемое на первичную обмотку переменное напряжение индуцирует магнитное поле, которое вызывает появление переменного напряжения такой же частоты во вторичных обмотках. В зависимости от соотношения числа витков изменяется коэффициент передачи.

Для проверки неисправностей трансформатора прежде всего надо определить выводы всех его обмоток. Это можно сделать по его , где указываются номера выводов, обозначение типа (тогда можно воспользоваться справочниками), при достаточно большом размере даже есть рисунки. Если трансформатор непосредственно в каком-то электронном приборе, то все это прояснят принципиальная электрическая схема на устройство и спецификация.

Определив все выводы, мультиметром можно проверить два дефекта: обрыв обмотки и замыкание ее на корпус или другую обмотку.

Для определения обрыва надо «прозвонить» в режиме омметра по очереди каждую обмотку, отсутствие показаний («бесконечное» сопротивление) указывает на обрыв.

На цифровом мультиметре могут быть недостоверные показания при проверке обмоток с большим числом витков из-за их высокой индуктивности.

Для поиска замыкания на корпус один щуп мультиметра подсоединяется к выводу обмотки, а вторым поочередно касаются выводов других обмоток (достаточно одного любого из двух) и корпуса (место контакта нужно зачистить от краски и лака). Короткого замыкания быть не должно, проверить так необходимо каждый вывод.

Межвитковое замыкание трансформатора: как определить

Еще один распространенный дефект трансформаторов – межвитковое замыкание, распознать его лишь с помощью мультиметра практически невозможно. Тут могут помочь внимательность, острое зрение и обоняние. Проволока изолируется только за счет своего лакового покрытия, при пробое изоляции между соседними витками сопротивление все равно остается, что приводит к местному нагреву. При визуальном осмотре на исправном трансформаторе не должно быть почернений, потеков или вздутия заливки, обугливания бумаги, запаха гари.

В случае, если тип трансформатора определен, то по справочнику можно узнать сопротивление его обмоток. Для этого используем мультиметр в режиме мегомметра. После измерения сопротивления изоляции обмоток трансформатора сравниваем со справочным: отличия более чем в 50% указывают на неисправность обмотки. Если сопротивление обмоток трансформатора не указано, то всегда приводится количество витков, и тип провода и теоретически, при желании, его можно вычислить.

Можно ли проверить бытовые понижающие трансформаторы?

Можно попробовать проверить мультиметром и распространенные классические понижающие трансформаторы, используемые в блоках питания для различных устройств с входным напряжением 220 вольт и выходным постоянным от 5 до 30 вольт. Осторожно, исключив возможность коснуться оголенных проводов, подается на первичную обмотку 220 вольт.

При появлении запаха, дыма, треска выключить надо сразу, эксперимент неудачен, первичная обмотка неисправна.

Если все нормально, то прикасаясь только щупами тестера, измеряется напряжение на вторичных обмотках. Отличие от ожидаемых более чем на 20% в меньшую сторону говорит о неисправности этой обмотки.

Для сварки в домашних условиях необходим функциональный и производительный аппарат, приобретение которого сейчас слишком дорогое удовольствие. Собрать из подручных материалов вполне возможно, предварительно изучив соответствующую схему.

Что такое солнечные батареи и как с их помощью создать систему домашнего энергоснабжения, расскажет на эту тему.

Может помочь мультиметр и в случае, если имеется такой же, но заведомо исправный трансформатор. Сравниваются сопротивления обмоток, разброс менее 20% является нормой, но надо помнить, что для значений меньше 10 Ом не каждый тестер сможет дать верные показания.

Мультиметр сделал все, что мог. Для дальнейшей проверки понадобятся уже и осциллограф.

Подробная инструкция: как проверить трансформатор мультиметром на видео

Основное назначение трансформатора – это преобразование тока и напряжения. И хотя это устройство выполняет достаточно сложные преобразования, само по себе оно имеет простую конструкцию. Это сердечник, вокруг которого намотано несколько катушек проволоки. Одна из них является вводной (носит название первичная обмотка), другие выходными (вторичные). Электрический ток подается на первичную катушку, где напряжение индуцирует магнитное поле. Последнее во вторичных обмотках образует

levevg.ru

Использование мультиметра для прозвонки электродвигателя, проверка обмотки

Электродвигатели применяются во многих бытовых устройствах, поэтому если прибор, в котором установлен агрегат начинает барахлить, то, во многих случаях, диагностические мероприятия следует начинать с прозвона обмотки движка. Как прозвонить электродвигатель мультиметром, и сделать это правильно, будет подробно описано ниже.

Как прозвонить: условия

Прежде чем проверить электродвигатель на неисправность, необходимо убедиться в том, что шнур и вилка прибора абсолютно исправны. Обычно об отсутствии нарушения подачи электрического тока в устройство, можно судить по светящейся контрольной лампе. Убедившись в том, что электрический ток поступает к электродвигателю, необходимо осуществить демонтаж его из корпуса устройства, при этом сам прибор должен быть полностью обесточен, во время выполнения данной операции.

Проверка якоря и статора электродвигателя производится мультиметром. Последовательность измерений зависит от модели электрического агрегата, при этом, прежде чем прозвонить электродвигатель, следует убедиться в исправности измерительного прибора. Наиболее частой «поломкой» мультиметров является уменьшение заряда батареи, в этом случае можно получить искажённые результаты замеров сопротивления.

Ещё одним важным условием для того чтобы прозвонить электрический агрегат правильно, является полное приостановление каких-либо других дел и полностью посвятить время на выполнение диагностических работ, иначе можно легко пропустить какой-либо участок обмотки электродвигателя, в котором и может быть причина неполадок.

Прозвонка асинхронного двигателя

Данный вид электродвигателя довольно часто используется в бытовых устройствах работающих от сети 220 В. После демонтажа агрегата из прибора и визуального осмотра, при котором не будут обнаружено короткое замыкание, диагностика осуществляется в такой последовательности:

  1. Произвести замеры сопротивления между выводами двигателя.Данная операция может быть осуществлена мультиметром, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 100 Ом. Исправный асинхронный двигатель должен иметь между одним крайним и средним выводом подключаемой обмотки сопротивление около 30 — 50 Ом, а между другим крайним и средним контактом — 15 — 20 Ом. Данные измерения указывают на полную исправность пусковой и основной обмотки агрегата.
  2. Провести диагностику утечки тока на «массу».Чтобы прозвонить агрегат на утечки электрического тока, необходимо перевести режим работы мультиметра в положение измерения сопротивления до 2 000 кОм и поочерёдным соединением каждой клеммы с корпусом электродвигателя определить наличие или отсутствие повреждения изоляции. Во всех случаях, на дисплее мультиметра не должно отображаться каких-либо показаний. Если для измерения утечки используется аналоговый прибор, то стрелка не должна отклоняться в процессе проведения диагностических манипуляций.

Если в процессе измерений были выявлены отклонения от нормы, то агрегат необходимо разобрать для более детальных исследований. Наиболее распространённой поломкой асинхронных электродвигателей является межвитковое замыкание. При такой неисправности, прибор перегревается и не развивает полной мощности, а если эксплуатацию устройства не прекратить, то можно полностью вывести из строя электрический агрегат.

Чтобы прозвонить межвитковые замыкания, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления до 100 Ом.

Необходимо прозвонить каждый контур статора, и сравнить полученные результаты. Если величина сопротивление в одном из них будет существенно отличаться, то таким образом можно с уверенностью диагностировать межвитковое замыкание обмотки асинхронного электродвигателя.

Как прозвонить коллекторный двигатель

Коллекторный агрегат также можно прозвонить мультиметром. Данный тип электродвигателей используется в цепи постоянного тока. Коллекторные двигатели переменного тока встречаются реже, например в различных электроинструментах. Наиболее качественно прозванивать такие изделия можно в том случае, если полностью разобрать электрический двигатель.

Проверить якорь электродвигателя, а также прозвонить обмотку статора можно будет с помощью мультиметра, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 200 Ом. Наиболее часто статор коллекторного агрегата состоит из двух независимых обмоток, которые и требуется прозвонить мультиметром для определения их исправности. Точное значение данного показателя, можно узнать в документации к электродвигателю, но о работоспособности обмотки можно судить в том случае, если прибор покажет небольшое значение сопротивления.

В мощных двигателях постоянного тока электрооборудования автомобиля, значение сопротивления статора будет настолько малым, что его отличие от короткозамкнутого проводника, может составлять десятые доли Ома. Менее мощные устройства имеют сопротивление обмотки статора в пределах 5 — 30 Ом.

Для того чтобы прозвонить мультиметром обмотки статора коллекторного электродвигателя, необходимо соединить щупы измерительного прибора с выводами данных обмоток. Если в процессе диагностических мероприятий будет выявлено отсутствие сопротивления даже в одном контуре, дальнейшая эксплуатация агрегата не осуществляется.

Ротор коллекторного электродвигателя состоит из значительно большего количества обмоток, но проверка якоря не займёт много времени. Для того чтобы прозвонить эту деталь, необходимо включить мультиметр в режим измерения сопротивления до 200 Ом и расположить щупы мультиметра на коллекторе таким образом, чтобы они находились на максимальном удалении друг от друга.

Таким образом щупы займут место щёток двигателя и одну из нескольких обмоток якоря можно будет прозвонить. Если мультиметр покажет какое-либо значение, то не снимая щупов измерительного устройства с коллектора, следует провернуть слегка ротор, до момента соединения следующей обмотки со щупами устройства.

Таким образом проверить обмотку можно без особых усилий. Если мультиметр покажет примерно одинаковое значение сопротивления каждого контура, то это будет означать, что якорь устройства абсолютно исправен.

Для того чтобы правильно прозвонить данный тип двигателя, необходимо осуществить проверку возможной утечки электрического тока на «массу».

Это нарушение может привести не только к выходу из строя электродвигателя, но и к увеличению вероятности получения электротравмы. Проверить якорь и статор коллекторного двигателя на пробой не составит большого труда, для этого необходимо включить режим измерения сопротивления до 2 000 кОм. Для проверки статора достаточно подключить одну клемму к корпусу, а вторую к одной из обмоток.

Чтобы прозвонить эту часть электродвигателя правильно, во время выполнения данной операции запрещается прикасаться руками к металлической части щупов мультиметра, или к корпусу статора и проводки измеряемого контура. Если не придерживаться этого правила, то можно получить ложноположительные результаты, так как через тело человека будет проходить достаточный электрический потенциал. В этом случае мультиметр покажет сопротивление человека, а не «пробой» между корпусом статора и обмоткой.

Аналогичным образом измеряется и возможная утечка электротока на корпус якоря электродвигателя.

Чтобы прозвонить отсутствие «пробоя» на массу устройства, необходимо поочерёдно присоединять щупы мультиметра к корпусу и различным обмоткам ротора электромотора.

Для того чтобы прозвонить различные типы электродвигателей с помощью мультиметра, необходимо приобрести мультиметр, который имеет режим измерения сопротивления.

Сверхточность, при осуществлении подобных действий, не требуется, поэтому можно с успехом использовать дешёвые китайские устройства. Прежде чем прозвонить обмотки двигателя мультиметром, необходимо убедиться в его исправности.

Следует также иметь в виду, что неисправность электродвигателя может иметь различные признаки. Даже в том случае если электрический прибор находится в рабочем состоянии, но обороты двигателя не достигают максимального значения, следует незамедлительно прозвонить возможные повреждения обмоток.

После того как будет произведены все диагностические мероприятия, и электродвигатель будет отремонтирован, производится испытание устройства прежде чем устанавливать его в бытовой прибор или инструмент.

При осуществлении любых электромонтажных или диагностических работ, необходимо полностью отсоединить прибор от сети 220 В. или трёхфазного тока.

evosnab.ru

Простой ответ на вопрос: как проверить трансформатор мультиметром

В бытовых приборах часто используется блок питания, при выходе из строя которого важно знать, как проверить трансформатор мультиметром. Это значительно снизит затраты на ремонт оборудования. Достаточно будет заказать новый или отремонтировать старый трансформатор. Если сделать все своими руками, экономия на диагностике будет существенной.

Методы

Желательно ознакомиться заранее с вопросом о том, как проверить трансформатор мультиметром. Это самый простейший способ установить неисправность и сэкономить на ремонте. Катушки поддаются диагностике методом измерения сопротивления в режиме омметра. В процессе замеров целью ставится определиться с состоянием обмоток по количественным характеристикам сопротивления, тока, напряжения.

Можно разобраться, как проверить трансформатор мультиметром, если рассмотреть простейшую электрическую схему. В подключениях используют: сопротивление нагрузки, питающую цепь, обмотки трансформатора. Измерения осуществляют в режиме амперметра, вольтметра. Сравнивают полученные значения с паспортными величинами.

Внешний осмотр порченных обмоток помогает упростить задачу диагностики и быстрее разобраться, как проверить трансформатор мультиметром. В первую очередь проводят измерения на выводах, имеющих повреждения изоляции или обугленные участки. Сопротивление часто бывает заниженным в таких случаях или вовсе наблюдают короткое замыкание.

Сопротивление

Намного чаще применяется режим омметра при решении вопроса о том, как проверить исправность трансформатора мультиметром. В процессе так называемой "прозвонки" определяются выводы обмоток, если отсутствует маркировка. Входная обмотка чаще имеет высокое сопротивление до сотен Ом — это понижающий трансформатор.

Чем меньше размеры трансформатора, тем более высокие значения сопротивления первичной обмотки покажет измерение мультиметром. Обрыв будет сразу виден на экране, как и короткое замыкание покажет знак бесконечности. Каждый вывод обмотки прозванивается на корпус трансформатора для исключения токов утечки. Последние приводят к пониженному напряжению и отклонению работы прибора от номинальных режимов.

Напряжение

Обмотки трансформатора можно проверять по измерению напряжений на входе и выходе. Поможет в этом мультиметр dt 832, которым сначала определяются с выводами обмоток в режиме омметра. На первичную (обладает большим сопротивлением для понижающих устройств) подается напряжение, вольтметр подсоединяется ко вторичной (меньшее сопротивление).

В режиме вольтметра dt 832 измеряется отклонение полученного напряжения от паспортных данных. Если погрешность превышает 20%, то можно сделать вывод о неисправности трансформатора. В этом случае имеет место межвитковое замыкание. Следует внимательно осмотреть обмотки на предмет обугливания изоляции.

При включении в сеть через некоторое время можно почувствовать запах гари, это продолжает плавиться изоляция. Такой трансформатор более не рекомендуется нагружать, он уже вышел из строя. Еще одним явным свидетельством межвиткового замыкания является повышенный нагрев обмотки при незначительной нагрузке либо в режиме холостого хода.

Нюансы

Некоторые обмотки трансформаторов невозможно прозвонить. Рекомендуется обратить внимание на наличие микросборки впаянной в корпус трансформатора. Это может быть схема выпрямления на выводной обмотке или фильтр помех.

Обмотка может не звониться при большом сопротивлении, отсутствие показаний в данном случае не свидетельствует о неисправности. Также не забывают проверять замыкание на корпус, если сопротивления обмоток в порядке. Проверке подвергается каждый вывод прибора.

Нестабильная работа трансформатора может быть связана с колебаниями напряжения в питающей сети. Причем значение холостого хода, когда подключена только первая обмотка, будет находиться в допустимых пределах. Под нагрузкой же питание значительно "просядет".

Типичные неисправности

При диагностике технического состояния трансформатора выявляют следующие виды неисправностей:

- Обрыв обмотки — сопротивление бесконечность.

- Межвитковое замыкание — сопротивление ниже табличных значений.

- Отклонения величины напряжения и тока.

- Замыкание на корпус — обмотка плавится, срабатывает питающий предохранитель.

Внешне можно определить тип трансформатора, назначение же определяется согласно электрической схеме. У понижающего провода толще на выходе, у повышающего - на входе. Соответственно первичная обмотка понижающего имеет высокое сопротивление, а у повышающего значения выше на выходе.

Обмотки мощного устройства мультиметром проверить не получается. В таком случае для диагностики применяются специальные приборы и дополнительные электрические сети. В режиме омметра проверить можно практически все бытовые трансформаторы: в зарядках, телевизорах и других приборах.

fb.ru

ТЕСТЕР ДЛЯ ПРОВЕРКИ НА КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ

В данной статье описывается простой тестер наличия контакта, основанный на ATtiny85 и пьезо-зуммере, предназначенный для проверки цепей проводки, или трассировки дорожек на печатной плате. Он имеет низкое входное сопротивление, для того чтобы избежать ложных срабатываний, а через цепь проходит меньше 100 мкА при испытании, для того чтобы не повредить чувствительные радиокомпоненты. Прибор питается от небольшой 3 В батарейки и автоматически отключается, когда не используется, что устраняет необходимость включения/выключения (установки переключателя).

При работе с печатными платами с очень тонкими проводниками очень полезно иметь небольшой, портативный тестер, чтобы проверить SMD пайку. Хотя большинство мультиметров включают в себя режим тестирования сопротивления, для удобства решено было разработать автономный инструмент со следующими преимуществами:

  • Меньше и удобнее, чем мультиметр.
  • Малое сопротивление, для предотвращения ложных срабатываний из-за других компонентов.
  • Быстрая реакция на КЗ.
  • Низкий ток, безопасный для чувствительных деталей на схеме.

Эта схема выдаёт всего 100 мкА через зонды, что в 10 раз меньше, чем большинство мультиметров и самодельных прозвонок. Нет кнопки вкл/выкл, так что нет никакой опасности оставить его включенным и посадить батарею. Тестер автоматически переходит в спящий режим, если он не используется в течение минуты, причём расход энергии в режиме ожидания составляет менее 1 мкА - срок службы батареи несколько лет. Светодиод тут показывает, что схема включена - это необязательно, но лучше иметь подтверждение того, что он работает.

На первый взгляд, использование микроконтроллера для этого прибора кажется излишним, но потребовалось бы довольно много дискретных компонентов, чтобы удовлетворить все эти требования.

Как это работает

Тестер использует аналоговый компаратор в ATtiny85 для обнаружения напряжения на зонде. Схема эквивалентна этой:

Когда напряжение на плюсовом выводе AIN0 больше, чем напряжение на отрицательном выводе AIN1, выход аналогового компаратора, АСО, имеет положительный потенциал. Если исходить из питания 5 В, то напряжение на AIN1 удерживается на уровне 5 В резистором, а напряжение на AIN0 удерживается на 5 мВ делителем резистора. 

Если сопротивление между зондами становится меньше, напряжение на AIN1 будет ниже, чем напряжение на AIN0, делая выход компаратора высоким. Затем он используется для включения генератора, управляющего пьезоэлементом.

Преимущество использования аналогового компаратора, а не обычного цифрового входа, заключается в том, что он позволяет точно установить точку, в которой будет активирован вход.

Принципиальная схема тестера

Микроконтроллер ATtiny85 в корпусе SOIC, а резисторы и светодиоды в 0805 SMT. Значения резистора не критичны - выбирайте стандартные значения, которые имеются в наборе резисторов. Пьезо-динамик самый маленький SMD. Схема питается от CR927 элемента, который удерживается с помощью луженой медной проволоки, припаянной в нужном положении - такой себе держатель батареи. Для зонда использован длинный толстый лужённый медный провод, припаянный к плате. Файлы и прошивка - в архиве

   Форум по измерительным приборам

   Обсудить статью ТЕСТЕР ДЛЯ ПРОВЕРКИ НА КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ

radioskot.ru

Как проверить катушку зажигания мультиметром

Важным элементом системы зажигания автомобиля является катушка. В случае ее неисправности в работе автомобиля могут случиться перебои.

Возможно, что машина из-за остановки двигателя по причине неисправности этой катушки и вообще не сможет двигаться. Поэтому для автолюбителя важно знать, как проверить работоспособность катушки зажигания.

Назначение и устройство катушки зажигания

Катушка зажигания необходима для создания в двигателе автомобиля высокого напряжения, которое вызывает искру в свечах цилиндров двигателя. Эта искра воспламеняет топливо.

Такая катушка представляет из себя повышающий импульсный трансформатор, состоящий из двух обмоток и магнитопровода. Первичная обмотка катушки сложена из небольшого количества толстого медного провода, а вторичная обмотка – из большого числа тонкого провода.

Принцип действия катушки зажигания состоит в том, что при размыкании первичной цепи, питаемой от низковольтного аккумулятора, в ней возникает импульс тока, из-за которого во вторичной обмотке наводится электродвижущая сила.

Величина возникающего там напряжения, благодаря большому коэффициенту трансформации, во много раз превышает напряжение питания первичной обмотки.

Она достигает величины 25-35 кВ. Высокое напряжение попадает на свечи, где возникает искра.

Признаки и причины неисправности

При проверке работоспособности катушки зажигания возможно выявление неисправностей по следующим признакам:

  • двигатель автомобиля невозможно завести;
  • на приборной панели показывается наличие ошибки;
  • возникают пропуски зажигания;
  • чрезмерный нагрев катушки.

Возможны следующие причины, из-за которых катушка вышла из строя:

  • механические повреждения;
  • перегрев;
  • использование свечей низкого качества;
  • неблагоприятные воздействия внешней среды.

Механические повреждения катушки могут возникнуть из-за сильной вибрации или протечки масла. В результате этого может нарушиться целостность изоляции катушки, что может привести к пробою.

Измерительным прибором можно определять работоспособность радиодеталей. Пошаговая инструкция — как проверить транзистор мультиметром — предполагает измерение прямых и обратных сопротивлений эмиттерного и коллекторного переходов.

Светодиоды на исправность удобно проверять все тем же мультиметром. Как правильно это сделать, читайте здесь.

В соответствии с техническими условиями катушка может эксплуатироваться при повышенной температуре. При этом у нее имеется определенный ресурс работы в режиме «нагрев — остывание». Поэтому необходимо следить за тем, чтобы такой ресурс не был превышен.

В противном случае возможно короткое замыкание. Причиной перегрева катушки может быть то, что зажигание включено на долгое время при неработающем двигателе.

Использование некачественных свечей может вызвать пробой изолятора и возникновение обратных газов, которые плохо влияют на резиновый наконечник катушки. Повреждение наконечника может вызвать пробой высокого напряжения на массу.

При эксплуатации автомобиля на катушку могут воздействовать такие факторы, как влага, пыль, грязь.

Схема проверки катушки зажигания мультиметром

Метод оценки исправности катушки зажигания путем проверки проскакивания искры между свечой и корпусом автомобиля для современных автомобилей чреват выходом из строя сложной электроники управления. Поэтому часто используют такой прибор для проверки катушек зажигания, как мультиметр.Перед тем, как проверить исправность катушки зажигания, ее необходимо демонтировать. Затем надо произвести визуальный осмотр устройства на наличие трещин, сколов и других дефектов. Далее катушку надо очистить от пыли и грязи.

Проверка катушки мультиметром состоит в измерении сопротивлений обмоток. Каждый тип таких устройств имеет свои параметры. В лучшем случае необходимо познакомиться с документацией на катушку и сравнить результаты измерений с номинальными значениями.

В первом приближении, сопротивление первичной обмотки должно лежать в диапазоне 0,4 — 2 Ом, а сопротивление вторичной обмотке – от 6 до 8 кОм. Хотя некоторые катушки могут иметь показатели вторичной обмотки и до 10-15 кОм.

По результатам измерений делаются выводы об исправности катушки. Например, большое сопротивление первичной обмотки говорит об обрыве. Значительное отличие сопротивления вторичной обмотки от номинального значения может говорить о межвитковом замыкании. Если же оно близко к нулю, то это — короткое замыкание.

Выводы:

  1. Исправность катушки зажигания оказывает большое влияние на работоспособность автомобиля.
  2. Оценку работоспособности такого устройства можно провести с помощью мультиметра.
  3. По результатам измерений сопротивлений обмоток можно определить, что катушка зажигания — неисправна.

Смотрим, как проверить катушку зажигания, на видео

elektrik24.net

Прибор для проверки межвиткового замыкания

При ремонте двигателей и генераторов, это устройство может стать очень полезным. Схема прибора и его работа очень проста и доступна для сборки даже новичкам. Благодаря этому тестеру станет возможным проверка любых трансформаторов, генераторов, дросселей и разнообразных катушек, индуктивностью от 200 мкГн до 2 Гн. Аппарат позволит определить не только целостность проверяемой обмотки, но также поможет выявить межвитковое замыкание, способен проверить p-n переходы у кремниевых транзисторов или диодов.

Схема прибора для проверки межвиткового замыкания

Схема прибора описывалась в журнале «Радио» №7 за 1990 год, но до сих пор не потеряла свою актуальность благодаря своей простоте и надежности. С таким пробором проверка межвиткового замыкания осуществляется за считанные секунды.

Собранный для сайта тестер немного отличается от этой схемы. О внесенных изменениях в схему читаем в конце статьи.

Основу тестера составляет измерительный генератор. Он собран на транзисторах VT1, VT2.  Частота этого генератора не постоянная и зависит от колебательного контура, который образуется конденсатором С1, а также подключаемой катушкой, она подсоединяется к ХР1 и ХР2. Резистором R1 устанавливается нужная глубина положительной обратной связи, для обеспечения надежной работы измерительного генератора. VT3, включен в диодном режиме, он создает нужный сдвиг напряжения между эмиттером VT2 и базой VT4.

VT4, VT5 представляют собой генератор импульсов, вместе с усилителем мощности на транзисторе VT6 способен обеспечить горение светодиода в трех различных режимах: не горит, мигает с постоянной частотой, а также простое свечение. Выбор режима работы генератора импульсов определяется напряжением смещения на базе транзистора VT4.

При сборке устройства целесообразно проверять правильность схемы постепенно. Проверку работоспособности генератора импульсов можно осуществить подключением переменного резистора на 1 кОм, как показано на схеме. Вращая движок этого резистора можно убедиться, что генератор импульсов работает правильно во всех режимах. При установки сопротивления 200-300 Ом, важно убедиться, что происходит мигание светодиода.

Работа тестера осуществляется следующим образом. Если выводы тестера замкнуты, измерительный генератор не возбуждается вовсе, VT2 будет открытым. Напряжения на эмиттере VT2, а значит, на базе транзистора VT4 будет недостаточно, что бы заработал генератора импульсов. VT5, VT6 в таком случае будут открыты, а диод будет гореть постоянно, что сигнализирует о целостности цепи.

В случае подключения к измерительным выводам устройства исправной катушки,  припустим, осуществляется проверка трансформатора на межвитковое замыкание, а также произведя подстройку с помощью R1, измерительный генератор начнет возбуждаться. На эмиттере VT2 напряжение будет увеличиваться, это все приведет к увеличению напряжения смещения на базе VT4, а также пуска генератора импульсов. Диод должен мигать.

Если окажется, что обмотка, которую проверяют, имеет короткозамкнутые витки, тогда измерительный генератор не будет возбуждаться, а прибор заработает также, как и в случе замкнутых выводов (контрольный диод засветится).

Когда измерительные выводы будут отключены или появится обрыв, тогда  VT2 будет закрыт. Напряжение на его эмиттере, а это значит, что и на базе VT4 возрастает. Он открывается до насыщения, а колебания генератора импульсов будут сорваны. VT5, VT6 закроются, а контрольный диод не засветиться вовсе.

Еще одной особенностью этого тестера есть возможность проверки p-n переходов. Подключая к аппарату кремниевый диод или транзистор (анод к ХР1, катод к ХР2), контрольный светодиод должен мигать. При пробое светодиод просто горит, а в случае обрыва не светится.

Вместо VT1— VT3 можно ставить  КТ358В или КТ312В. КТ361Б легко заменяются на КТ502, КТ209. При использовании светодиода необходимо последовательно с ним включать сопротивление около 30-60 Ом.; питания прибора осуществляется от источника — 3В. При использовании кроны целесообразно применить стабилизатор на 3,3В.

Иногда в крайнем правом положении переменного резистора, а также разомкнутых щупах тестера диод может засветиться. Необходимо изменить сопротивление резистора R3 (немного его увеличить), добиться, чтобы диод потух.

Когда проверяются катушки небольшой индуктивности, интенсивность перестройки переменного резистора, возможно, будет чрезмерной. Можно с легкостью выйти из этого положения включением последовательно с резистором R1 дополнительного переменного резистора с небольшим максимальным сопротивлением, например 1 кОм.

Прибор для проверки межвиткового замыкания своими руками

Прибор для проверки межвиткового замыкания своими руками собран из старых советских компонентов.

Для сборки тестера применялись следующие компоненты и внеслись небольшие изменения: транзисторы КТ315 и КТ209. Переменные резисторы на 47кОм (для грубой настройки) и 1кОм (для точной настройки). Питание устройства осуществляется с помощью батареи КРОНА, и стабилизатора AMS1117 на 3,3В. Дополнительно установлен светодиод зеленого цвета который сигнализирует о включении прибора, а красный – контрольный светодиод. Последовательно с обоими светодиодами включен резистор на 30Ом. Плата имеет небольшие габариты и способна поместиться в компактный корпус.

Вот каким получился прибор для проверки межвиткового замыкания катушек индуктивности.

Проверка работы и целостности цепи.

Проверка обмотки. (светодиод мигает)

Имитация короткозамкнутых витков. Светодиод горит при любом положении переменного резистора.

Демонстрация работы прибора:

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

comments powered by HyperComments

diodnik.com