Проводники электричества и непроводники электричества. Конспект урока по теме «Электроскоп. Проводники и непроводник электричества»
SET 8-861-260-24-40, 8 (989) 212 27 02
Заказать обратный звонок
г.Краснодар,
ул.Симферопольская
дом 5, офис 9
Пн-Вс с 9:00 до 18:00

Корзина

Корзина пуста

Выбрать товар

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Проводники электричества и непроводники электричества


Проводники и непроводники электричества — урок. Физика, 8 класс.

Электроскоп — это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.

Простейший школьный электроскоп изображён на рисунке. В нём металлический стержень (3) с листочками (4) пропущен через пластмассовую пробку (5) (втулку), вставленную в металлический корпус (1). Корпус с обеих сторон закрыт стёклами (2).

 

 

 

Если к положительно заряженному электроскопу поднести тело, заряженное таким же знаком, как электроскоп, то его листочки разойдутся сильнее.

 

 

Обрати внимание!

Приближая к электроскопу тело, заряженное противоположным по знаку зарядом, заметим, что угол между листочками электроскопа уменьшится.

 

Таким образом, заряженный электроскоп позволяет обнаружить, каким зарядом наэлектризовано то или иное тело.

По отклонению листочков электроскопа можно определить также, увеличился или уменьшился его заряд. Чем больше угол, на который разойдутся листочки электроскопа при его электризации, тем сильнее он наэлектризован. Значит, тем больший электрический заряд на нём находится.

Существует ещё один вид электроскопа — электрометр.

В нём вместо лепестков на металлическом стержне укреплена стрелочка. Она, заряжаясь от стержня, отталкивается от него на некоторый угол.

 

 

По способности передавать электрические заряды вещества делятся на проводники, полупроводники и непроводники электричества.

Проводниками называют тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному.

Хорошие проводники электричества — это металлы, почва, вода с растворёнными в ней солями, кислотами или щелочами, графит. Тело человека также проводит электричество. Это можно обнаружить на опыте. Дотронемся до заряженного электроскопа рукой. Листочки тотчас опустятся. Заряд с электроскопа уходит по нашему телу через пол комнаты в землю.Из металлов лучшие проводники электричества — серебро, медь, алюминий.

Непроводниками называют такие тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному.

Непроводниками электричества, или диэлектриками, являются эбонит, янтарь, фарфор, резина, различные пластмассы, шёлк, капрон, масла, воздух (газы). Изготовленные из диэлектриков тела называют изоляторами.

Полупроводниками называют тела, которые по способности передавать электрические заряды занимают промежуточное положение между проводниками и диэлектриками.

К полупроводникам относятся кремний, германий, селен и др. У полупроводников способность проводить электрические заряды резко увеличивается при повышении температуры.

 

Обрати внимание!

При помощи электроскопа (электрометра) можно проверить, является ли данное вещество проводником электричества.

Если прикоснуться данным веществом к стержню заряженного электроскопа (держа его в руках) и его заряд станет равным нулю, то данное вещество является проводником. Если показание не изменится, то данное вещество — диэлектрик.

Необходимо учитывать, что при изменении влажности, например, сухое дерево (диэлектрик) становится влажным. Вода является проводником электричества, поэтому влажное дерево тоже становится проводником.

Источники:

Пёрышкин А.В. Физика, 8 класс// ДРОФА, 2013.

уроки.мирфизики.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=146:30---&catid=38:2011-11-29-17-15-09&Itemid=65

www.yaklass.ru

Electroscope. Conductors and non-conductors of electricity

If the body electrified, they are attracted to each other or repel each other. By attraction or repulsion can be judged, Do notified body electric charge. Therefore, the device electroscope - the device, whereby figure out, whether the body is electrified, - Based on the interaction between charged bodies.

On the image 215 shows the school Electroscope. It plastic plug through, inserted into the metal frame, skipped a metal rod, at the end which strengthened the two leaflets of the fine бумаги. Rim is closed from both sides of glass.

The greater the charge electroscope, the greater the force of repulsion, and the leaves on the larger angle they diverge. so, to change the divergence angle of leaflets electroscope can be judged, increased or decreased its charge.

The school has a physical office and another type of electroscope (rice. 216). In it easy arrow B, being charged by the rod D, repelled from him by a certain angle.

If you touch the charged body (eg, to the electroscope) hand, it is discharged. The electric charges move to our body and through it can go into the land. discharge charged body, and in that case, if you connect it to the ground metal subject, such as iron or copper wire. But if the charged body to connect with the ground glass or ebony wand, the electric charges will not leave them in the ground. In this case, the charged body is discharged.

By the ability to conduct electrical charges of matter are divided into conductors and non-conductors of electricity. All metals, soil, acids and salt solutions in water - good conductors of electricity. The human body, as shown, It is also a good conductor of electricity.

For non-conductor of electricity, or dielectrics, are ebony, glass, amber, rubber, silk, capron, kerosene, Plastics. Body, made of dielectrics, They called insulators.

questions. 1. As with the help of pieces of paper to find, whether the body is electrified? 2. Describe device school electroscope, 3. As the angle of divergence of the leaves electroscope judge his charge? 4. As the experience show, that some materials are conductors of electricity, while others - no?

Поделиться ссылкой:

Liked this:

Like Loading...

Похожее

tehnar.net.ua

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА:

ТЕМА: Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Систематизировать знания о электрических явлениях, умения отличать проводников и непроводников электричества.  Развивать логическое мышление, связную речь, кругозор.  Воспитывать любознательность, интерес к урокам физики, любовь к природе. 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: освоят знания по электричеству, научатся отличать проводники и непроводники электричества.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: ученики 8 Е класса

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: работа в парах, работа в группах

ОБОРУДОВАНИЕ: листы А4, маркеры, интерактивная доска, скотч

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

Этапы работы:

Содержание этапа

Деятельность учеников

Побуждение

Цель: применение технологии "Биоинформатика и Синергетика"

на уроке физики

Методы:

фронтальная

групповая работа

- Кто меня видит, поднимите правую руку, кто меня слышит поднимите левую руку, а теперь улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на уроке. 

- учитель знакомит с целью и задачами урока. На уроке присутствует __ учеников, 63% составляет – ___ учеников. Давайте постараемся достичь 63% качества на уроке. Результаты работы этапов урока я буду фиксировать на матрице.

 

- ОСЗ - общий словарный запас – разминка. Учитель заполняет матрица, ставит «+» или «-» в ячейку, подсчитывает процент качества работы на данном этапе. 

Учащиеся готовят листочки для работы со словарным запасом.

Ребята пишут в течении 5 минут пересказ текста домашнего задания. По окончанию работы ученики считают количество слов. (норма – 44 слова).

Практическая часть

- КС – ключевые слова. Учитель рассказывает об электроскопе, проводниках и непроводниках электричества. Учитель сравнивает их со словами, которые выделил он. Если ключевые слова совпадают, в матрицу ставится +. Максимальное количество совпадений -7.

Электроскоп

Электрометр

Электризация тел

Проводники

Непроводники

Диэлектрики

Изоляторы

Затем ученики читают статью учебника (на 1 страницу–2 минуты), самостоятельно выделяют 7 ключевых слов.

Подсчет процентов качества работы. 

Работа с дидактическим материалом.

- Память. Учитель записывает на доске ключевые слова в столбик: 

ПО - перекрестный опрос. Учитель задает вопросы ученикам в разброс – указывает на матрице посадочных мест ячейку ученика, которому адресован вопрос, заполняя при этом матрицу. 

В приложении дается перечень вопросов на которые дожны ответить учащиеся

Ученики читают. Дается 30 секунд на запоминание и 1 минута на запись данных слов. Взаимопроверка по эталону, заполнение матрицы. Подсчет процентов. 

Заключительная часть

Рефлексия

Домашнее задание:§28-29

Учащиеся составляют синквейны, каждый синквейн оценивается

РЕФЛЕКСИЯ:

На уроке я придерживался принципы уникальности и цельности человека. Индивидуальность каждого моего ученика стимулирует меня искать все новые подходы в преподавании, принимать обучение как активный, живой процесс, т.е. активизировать не только себя, но и будоражить мыслительную деятельность своих учеников.

Думаю, что мои учащиеся все больше находят на уроках возможности самовыразиться, найти, увидеть новые пути решения учебных задач. Я приглашаю учащихся вольно выражать свои мысли. Но при этом даю понять, что фривольный стиль выражения мысли не значит говорить все, что придет в голову, а найти оптимальный вариант решения проблемы.

Я знаю, мои учащиеся - не сторонние наблюдатели, а соучастники, сотрудники, содеятели наших уроков, это означает, что мы развиваем умение мыслить критически.

Что же вызвало у меня сомнения, над чем мне надо работать? Думаю необходимо поразмыслить над приемами рефлексии, обратной связи по завершении каждого этапа урока. Это даст возможность увидеть степень готовности учащихся к следующим познаниям. Как показывает практика не все, не всеми, не всегда усваивается на занятиях.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ:

1. http://criticalthinkinginternational.org/publications Teaching and Learning Strategies for the Thinking Classroom

2. http://www.czda.cz/editor/filestore/File/MTM_MANUAL_priloha%20dotace%2

0vyucovacimetody.pdfA Modern Teaching \methods Manual for Primary and Schools

3.http://www.authorstream.com/Presentation/Hillary-63640-1-active-learning Expectations-List-Preliminary-Action-Plan-Traditional-learni-Business-Finance-ppt- powerpoint/ Active learning

4. http://www.syntone.ru/library/index.php?section=books&item_id=1273&current

_book_page=9&print_version=true Кувакин В. Логика критического мышления

Ф. Вассерман " Биоинформатика и Синергетика "

1. Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают?

2. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды?

3. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды?

4. Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натертые мехом?

5. Как взаимодействуют между собой эбонитовая палочка, натертая мехом, и стеклянная палочка, натертая шелком?

6. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натертые шелком?

7. Почему расходятся листочки электроскопа, если его головки коснуться заряженным телом?

8. Почему при быстром перематывании пленки на магнитофоне она приобретает способность "прилипать" к различным предметам?

9. Для чего к корпусу автоцистерны, предназначенной для перевозки бензина, приклеплена массивная цепь, несколько звеньев, которой волочатся по земле?

10. Почему мельчайшие капельки одекалона, разбрызгиваемого пульвелизатором, оказываются наэлектризованными?

11. Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему?

12. Почему разряжается электроскоп, если коснуться его шарика пальцами?

13. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел?

14. Почему между ремнем и шкивом, на который он надет, при работе время от времени проскакивает искра?

15. Правильно ли выражение: "При трении создаются заряды"?

16. Вещества, по которым передаются заряды называют...............?

17. Как заряжено тело, если сумма всех положительных зарядов в теле равна сумме всех отрицательных зарядов в нем?

18. Эбонит, алюминий, стекло, железо, сталь- какие из перечисленных веществ относятся к проводникам?

19. Что произойдет, если отрицательно заряженной палочкой коснуться незаряженного тела?

20. Почему электризация при трении раньше всего была замечена на непроводящих электричество телах?

www.metod-kopilka.ru

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества

Электризация тел может осуществляться не только при трении. Например, если прикоснуться к телу каким-либо предварительно на­электризованным предметом, то оно электризуется.

Поднесем наэлектризованную эбонитовую палочку к гильзе, изго­товленной из металлической фольги и висящей на шелковой нити (рис. 32). Гильза сначала притянется к палочке, затем оттолкнется от нее. Очевидно, гильза, коснувшись палочки, получила от нее отри­цательный заряд. Это предположение можно проверить, если к уже заряженной гильзе поднести наэлектризованную стеклянную палоч­ку. Гильза, которая только что оттолкнулась от эбонитовой палочки, притягивается к стеклянной.

С помощью подобных опытов можно обнаружить, что тело наэлект­ризовано, т. е. ему сообщен электрический заряд. На рассмотренном физическом явлении основано действие электроскопа(от греч. слов электрон и скопео — наблюдать, обнаруживать). Электроскоп — это простейший прибор для обнаружения электричес­ких зарядов и приблизительного определения их величины. Простейший школьный электроскоп изображен на рисунке 33. В нем металлический стержень с листочками пропущен через пластмас­совую пробку, вставленную в металлический кор­пус. Корпус с обеих сторон закрыт стеклами. Если к незаряженному электроскопу поднести, напри­мер, заряженную эбонитовую палочку, то его ле­пестки разойдутся (рис. 33, а). Если к положитель­но заряженному электроскопу поднести тело, заря­женное таким же знаком, как электроскоп, то его листочки разойдутся сильнее. Приближая к элек­троскопу тело, заряженное противоположным по знаку зарядом, заметим, что угол между листочка­ми электроскопа уменьшится (рис. 33, б).

Таким образом, заряженный электроскоп по­зволяет обнаружить, каким зарядом на­электризовано то или иное тело.

По отклонению листочков электроскопа можно определить также, увеличился или уменьшился его заряд. Чем больше угол, на который разойдутся листочки электроскопа при его электризации, тем сильнее он наэлектризован. Значит, тем больший электрический заряд на нем находится.

Существует еще один вид электроскопа — элек­трометр (рис. 34, а). В нем вместо лепестков на металлическом стержне укреплена стрелочка — В. Она, заряжаясь от стержня D, отталкивается от не­го на некоторый угол (рис. 34, б).

При изучении тепловых явлений говорилось, что по способности проводить теплоту вещества делятся на хорошие и плохие проводники тепла.

По способности передавать электрические заря­ды вещества также делятся на проводники, полу­проводники и непроводники электричества.

Проводниками называют тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному.

Хорошие проводники электричества — это металлы, почва, вода с растворенными в ней солями, кислотами или щелочами, графит. Те­ло человека также проводит электричество. Это можно обнаружить на опыте. Дотронемся до заряженного электроскопа рукой. Листочки тотчас опустятся. Заряд с электроскопа уходит по нашему телу через пол комнаты в землю.

Из металлов лучшие проводники электричества — серебро, медь, алюминий.

Непроводниками называют такие тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряжен­ного тела к незаряженному.

Непроводниками электричества, или диэлектриками,являют­ся эбонит, янтарь, фарфор, резина, различные пластмассы, шелк, капрон, масла, воздух (газы). Изготовленные из диэлектриков тела называют изоляторами (от итал. слова изоляро — уединять).

Полупроводниками называют тела, которые по спо­собности передавать электрические заряды занимают промежуточное положение между проводниками и диэлек­триками.

К полупроводникам относятся кремний, германий, селен и др. У полупроводников способность проводить электрические заряды резко увеличивается при повышении температуры.

Электрическое поле

Опыты, позволяющие обнаружить притяжение или отталкивание заряженных тел, убеждают нас в том, что электрические заряды взаимодействуют на расстоянии. Причем чем ближе друг к другу находятся наэлектризованные тела, тем взаимо­действие между ними сильнее, чем дальше — тем слабее.

При изучении механики мы видели, что действие одного тела на другое происходит не­посредственно при взаимодействии тел. Как же объяснить взаимодействие наэлектризован­ных тел? В наших опытах наэлектризованные тела находились друг от друга на некотором расстоянии. Может быть, действие одного на­электризованного тела на другое передается через воздух, находящийся между телами? Однако заряженные тела взаимодействуют и в безвоздушном пространстве. Если помес­тить заряженный электроскоп под колокол воздушного насоса, то листочки электроскопа по-прежнему отталкиваются друг от друга (рис. 35). (Из-под колокола воздух откачан.) Изучением взаимодейст­вия электрических зарядов занимались английские физики Майкл Фарадейи Джеймс Максвелл.

В результате длительного изучения электрических явлений установ­лено, что всякое заряженное тело окружено электрическим полем.

Электрическое поле—это особый вид материи, от­личающийся от вещества.

Наши органы чувств не воспринимают электрическое поле. Обна­ружить поле можно благодаря тому, что оно действует на всякий на­ходящийся в нем заряд. Именно этим и объясняется взаимодействие наэлектризованных тел.

Электрическое поле, окружающее один из зарядов, действует с некоторой силой на другой заряд, помещенный в поле первого заряда. И наоборот, электрическое поле второго заряда действует на первый.

Сила, с которой электрическое поле действует на вне­сенный в него электрический заряд, называется электри­ческой силой.

Когда мы подносили заряженную палочку к заряженной гильзе, то наблюдали отталкивание гильзы. Мы тем самым обнаруживали электрическое поле палочки по его действию на заряд, находящийся на гильзе. Но и гиль­за своим полем действовала на эбонитовую палочку. Таким образом, в случае наэлект­ризованных тел наблюдается взаимо­действие.

Многочисленные опыты позволяют сделать вывод о том, что вблизи заряженного тела действие поля сильнее, а по мере удале­ния от него действие поля ослабевает.

Так, поднесем к гильзе палочку, заряжен­ную зарядом противоположного знака. По ме­ре приближения палочки к гильзе угол откло­нения гильзы будет увеличиваться (рис. 36). Следовательно, чем ближе расположены за­ряженные тела, тем сильнее действие поля.

Дата добавления: 2015-07-15; просмотров: 231 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Теорема Гаусса. | Диэлектрики во внешнем электрическом поле. | Проводники в электрическом поле. Электроемкость. Конденсаторы. | Уравнение непрерывности. | Закон Ома для замкнутой цепи. | Магнитостатика. | Работа по перемещению проводника в магнитном поле | Токи смещения и уравнения Максвелла | Правила Кирхгофа | Применение закона Ампера |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.009 сек.)

mybiblioteka.su

Проводники и диэлектрики в электричестве

Все материалы, существующие в природе, различаются своими электрическими свойствами. Таким образом, из всего многообразия физических веществ в отдельные группы выделяются диэлектрические материалы и проводники электрического тока. 

Что представляют собой проводники?

Проводник – это такой материал, особенностью которого является наличие в составе свободно передвигающихся заряженных частиц, которые распространены по всему веществу. 

Проводящими электрический ток веществами являются расплавы металлов и сами металлы, недистиллированная вода, раствор солей, влажный грунт, человеческое тело.

Металл – это самый лучший проводник электрического тока. Также и среди неметаллов есть хорошие проводники, например, углерод. 

Все, существующие в природе проводники электрического тока, характеризуются двумя свойствами:

  • показатель сопротивления;
  • показатель электропроводности.
Сопротивление возникает из-за того, что электроны при движении испытывают столкновение с атомами и ионами, которые являются своеобразным препятствием. Именно поэтому проводникам присвоена характеристика электрического сопротивления. Обратной сопротивлению величиной является электропроводность. 

Электропроводность – это характеристика (способность) физического вещества проводить ток. Поэтому свойствами надежного проводника являются низкое сопротивление потоку движущихся электронов и, следовательно, высокая электропроводность. То есть, лучший проводник характеризуется большим показателем проводимости.  

Например кабельная продукция: медный кабель обладает большей электропроводностью по сравнению с алюминиевым.

Что представляют собой диэлектрики?

Диэлектрики – это такие физические вещества, в которых при заниженных температурах отсутствуют электрические заряды. В состав таких веществ входят лишь атомы нейтрального заряда и молекулы. Заряды нейтрального атома имеют тесную связь друг с другом, поэтому лишены возможности свободного перемещения по всему веществу. 

Самым лучшим диэлектриком является газ. Другие непроводящие электрический ток материалы – это стеклянные, фарфоровые, керамические изделия, а также резина, картон, сухое дерево, смолы и пластмассы. 

Диэлектрические предметы – это изоляторы, свойства которых главным образом зависимы от состояния окружающей атмосферы. Например, при высокой влажности некоторые диэлектрические материалы частично лишаются своих свойств. 

Проводники и диэлектрики широко используются в сфере электротехники для решения различных задач. 

Например, вся кабельно-проводниковая продукция изготавливается из металлов, как правило, из меди или алюминия. Оболочка проводов и кабелей полимерная, также, как и вилках всех электрических приборов. Полимеры – отличные диэлектрики, которые не допускают пропуска заряженных частиц. 

Серебряные, золотые и платиновые изделия – очень хорошие проводники. Но их отрицательная характеристика, которая ограничивает использование, состоит в очень высокой стоимости.

Поэтому применяются такие вещества в сферах, где качество гораздо важнее цены, которая за него уплачивается (оборонная промышленность и космос). 

Медные и алюминиевые изделия также являются хорошими проводниками, при этом имеют не столь высокую стоимость. Следовательно, использование медных и алюминиевых проводов распространено повсеместно. 

Вольфрамовые и молибденовые проводники имеют менее хорошие свойства, поэтому используются в основном в лампочках накаливания и нагревательных элементах высокой температуры. Плохая электропроводность может существенно нарушить работу электросхемы. 

Диэлектрики также различаются между собой своими характеристиками и свойствами. Например, в некоторых диэлектрических материалах также присутствуют свободные электрически заряды, пусть и в небольшом количестве. Свободные заряды возникают из-за тепловых колебаний электронов, т.е. повышение температуры все-таки в некоторых случаях провоцирует отрыв электронов от ядра, что понижает изоляционные свойства материала. Некоторые изоляторы отличаются большим числом «оторванных» электронов, что говорит о плохих изоляционных свойствах. 

Самый лучший диэлектрик – полный вакуум, которого очень трудно добиться на планете Земля. 

Полностью очищенная вода также имеет высокие диэлектрические свойства, но таковой даже не существует в реальности. При этом стоит помнить, что присутствие каких-либо примесей в жидкости наделяет ее свойствами проводника. 

Главный критерий качества любого диэлектрического материала – это степень соответствия возложенным на него функциям в конкретной электрической схеме. Например, если свойства диэлектрика таковы, что утечка тока совсем незначительная и не приносит никакого ущерба работе схемы, то диэлектрик является надежным. 

Что такое полупроводник?

Промежуточное место между диэлектриками и проводниками занимают полупроводники. Главное отличие проводников заключается в зависимости степени электропроводности от температуры и количества примесей в составе. При том материалу свойственны характеристики и диэлектрика, и проводника. 

С ростом температуры электропроводность полупроводников растет, а степень сопротивления при этом падает. При понижении температуры сопротивление стремится к бесконечности. То есть, при достижении нулевой температуры полупроводники начинают вести себя как изоляторы. 

Полупроводниками являются кремний и германий.

Статья по теме: Электрический ток и его скорость

www.elektro.ru

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества

8 класс.

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

Цель урока:

- познакомить детей с новым прибором и его назначением;

- дать понятие проводников и непроводников электричества;

- воспитание дисциплинированности, аккуратности записи в тетради, внимательности.

- формирование научного мировоззрения: мир познаваем, явления природы подчиняются физическим законам.

- развитие мышления и памяти;

- умение правильно говорить.

Задачи:

Образовательная: раскрыть свойство веществ – электропроводность; ознакомить с применением проводников и диэлектриков на практике; раскрыть принцип работы электроскопа.

Воспитательная: создание ситуаций самостоятельного поиска решения поставленных задач; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.

Развивающая: развитие логического мышления; развитие познавательного интереса.

^ работа с текстом учебника, групповые формы: работа

(в парах),  самостоятельная работа,  экспериментальное исследование.

Метод обучения: системно-поисковый.

Местоположение урока:  промежуточный: урок может быть проведен после изучения понятия «электрический заряд» и взаимодействия электрических зарядов.

^

1 демонстрационный электрометр, стеклянная и эбонитовая палочки, набор минералов, компьютер, мультимедийный проектор.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru/)

Видеоролик "Как установить знак заряда электроскопа"

Видеоролик "Отрицательный заряд электрометра"

 

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Исторический экскурс.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление знаний.
  6. Изучение нового материала.
  7. Закрепление и коррекция знаний.
  8. Итоги урока, домашнее задание.
Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие, готовность к уроку.

2.Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Дома вы должны были её повторить.

(слайд 1)

1. Что можно сказать про тело, если оно притягивает другие тела?

Про тело, которое может притягивать другие тела, говорят, что оно наэлектризовано

2. А что ещё говорят про тело, если оно наэлектризованное?

Что телу сообщён электрический заряд.

3. Сколько тел может участвовать в электризации?

В электризации может участвовать только два тела.

4. Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом?

Электрический заряд можно передать от одного тела к другому прикосновением заряженного тела к не заряженному.

5. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды одного рода?^ 6. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды разных родов?

Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются.

7. Сколько родов электрических зарядов вы знаете?

Существует только два рода зарядов.

8. Назовите их.

Положительный и отрицательный

9. Как означают заряды на схемах рисунках и чертежах?

Положительным знаком «+», а отрицательным знаком «–».

Проверочная работа.

Индивидуальная работа в форме теста. Выполняется письменно на листах малого формата.

^

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с электроскопом, его назначением и устройством, а также с проводниками и непроводниками электричества.

(слайд 2)

«Запишите число и тему урока» (написаны на доске).

Итак, мы с вами уже знаем, что наэлектризованные тела притягиваются или отталкиваются, по взаимодействию можно судить, сообщён ли телу электрический заряд. Поэтому и устройство прибора, при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело, основано на взаимодействии заряженных тел. (На стол ставится электроскоп) Этот прибор называется электроскопом, от греческих слов э л е к т р о н, вы знаете как переводится это слово из пошлой лекции, и с к о п е о – наблюдать, обнаруживать.

(слайд 3)

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет. Запишите это определение в тетрадь

У меня на столе стоит школьный электроскоп, посмотрите внимательно в нём через пластмассовую пробку, вставленную в металлическую оправу, пропущен металлический стержень, на конце которого укреплены два листочка из тонкой бумаги, оправа со всех сторон закрыта стёклами. Запишите в тетрадь, что электроскоп состоит из:

1. Пластмассовой пробки;

2. Металлической оправы;

3. Металлического стержня;

4. Двух листочков из тонкой бумаги;

5. Двух стёкл.

(Слабо натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа.)

1.Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на некоторый угол.

(Сильнее натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа, не разряжая его.)

2. Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на больший угол.

Отсюда можно сделать вывод, что по изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

(слайд 4)

Мы рассмотрели с вами один из видов электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела являются листочки. Существует другой вид электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела является, лёгкая металлическая стрелочка. В нем стрелочка отклоняется на некоторый угол от заряженного металлического стержня.

Cейчас я коснусь рукой электроскопа. Давайте посмотрим, что произойдёт с лепестками. (Касаюсь рукой стержня электроскопа.) Посмотрите, лепестки электроскопа опустились, значит он разрядился.

Так будет происходить с любым заряженным телом, которого мы прикоснёмся. Электрические заряды перейдут на наше тело и через него могут уйти в землю. Разрядится заряженное тело и в том случае, если соединить его с землёй металлическим предметом, например железной или медной проволокой.

Давайте убедимся в этом на опыте:

(слайд 5)

1.Берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их железным стержнем. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа перетекает на незаряженный.

(слайд 6)

2. Также берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их длинной стеклянной палочкой. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа не перетекает на незаряженный.

(слайд 7)

Вывод: итак, из нашего эксперимента можно сделать вывод, что по способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества. Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники электричества.

К непроводникам электричества, или диэлектрикам, относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами, от греческого слова изоляро – уединять.

^

Заполняем таблицу.

(слайд 8)

металлы, почва, фарфор, эбонит, стекло,

растворы солей, янтарь, резина, шёлк,

кислот в воде капрон, пластмассы

керосин, воздух (газы).

^

Изучение нового материала осуществляется с опорой на де­монстрационный эксперимент с двумя электрометрами (электроскопами), на стержнях которых находятся одинаковые сфериче­ские кондукторы, и на анализ его результатов. Я заряжаю один из двух одинаковых электрометров и предлагает учащимся ответить на вопрос: «Что произойдет, если соединить эти элек­трометры стеклянной палочкой?». Ответы проверяются на опыте, который показывает, что никаких изменений не происходит. Это подтверждает, что стекло является диэлектриком.

Если для соединения электрометров использовать металлический стержень, держа его за непроводящую электричество ручку, то первоначальный заряд разделится на две равные части: половина заряда перейдет с первого кондуктора на второй.

Подвесим на нити заряженную гильзу и поднесем к ней наэлек­тризованную стеклянную палочку. Гильза отклонится от верти­кального положения, притягиваясь к палочке. Следовательно, заряженные тела способны взаимодействовать друг с другом на расстоянии. Как при этом передается действие от одного из этих тел к другому? Может быть, все дело в воздухе, находящемся между ними? Выясним это на опыте. Поместим заряженный электроскоп (с вынутыми стеклами) под колокол воздушного насоса, после чего откачаем из-под него воздух. Мы видим, что и в безвоздушном про­странстве листочки электроскопа по-прежнему отталкиваются друг от друга. Значит, в передаче электрического взаимодействия воздух не участвует. Тогда посредством чего все-таки осуществляется взаимодействие заряженных тел?

Ответ на этот вопрос дали в своих работах английские ученые М. Фарадей (1791 — 1867 гг.) и Дж. Мак­свелл (1831 —1879 гг.), которые доказали, что «агентом», пере­дающим взаимодействие, является электрическое поле.

(слайд 9)

Электрическое поле – форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел. Оно окружает любое заряженное тело и проявляет себя по действию на заряженное тело.

После этого с опорой на простые опыты выясняются основные свойства электрического поля:

  • Электрическое поле заряженного тела действует с некото­рой силой на всякое другое заряженное тело, оказавшееся в этом поле. Об этом свидетельствуют все опыты по взаимодействию заряженных тел. Так, отрицательно заряженная гильза, оказавшаяся в электрическом поле положительно наэлектризованной па­лочки, подвергается действию силы притяжения к ней.
  • Вблизи заряженных тел создаваемое ими поле сильнее, а вдали— слабее.
Электрическое поле изображается графически с помощью силовых магнитных линий.

(слайд 10)

Изображение магнитного поля

  1. ^
(слайд 11)

1. Ребята, скажите, пожалуйста, для чего предназначен электроскоп?

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет.

2. Назовите основные части электроскопа?

Электроскоп состоит из: пластмассовой пробки; металлической оправы; металлического стержня; двух листочков из тонкой бумаги; двух стёкл.

3. Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения листочков электроскопа?

По изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

4. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрический ток?

Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.

5. Как ещё называют непроводники электричества?

Диэлектрики.

6. Приведите примеры диэлектриков.

К непроводникам электричества относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

7. Назовите вещества, которые относятся к проводникам?

Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде.

^

В нашей атмосфере действуют сильные электрические поля.  Земля заряжена обычно  отрицательно, а  низ  облаков – положительно. Воздух, которым мы дышим, содержит заряженные частицы – ионы.  Содержание ионов в воздухе меняется в зависимости от времени года, чистоты атмосферы и  от метеорологических условий. Вся атмосфера пронизана этими частицами, находящимися в непрерывном движении, причем преобладают то положительные, то отрицательные ионы. Как правило, только  положительные ионы отрицательно действуют на здоровье человека. Большое их преобладание в атмосфере вызывает неприятные ощущения. 

Личинки мух двигаются в направлении силовых линий наведенного электрического поля. Это используют, удаляя их из съедобных продуктов.

 Кусты и деревья являются мощным экраном, который сдерживает проникновение электронаводок.

^

Первое упоминание об электрических рыбах датируется более чем 5000 лет назад. На древних египетских нагробьях изображен африканский электрический сом.

(слайд 12)

Египтяне полагали, что этот сом является "защитником рыб" - рыбак, вытаскивающий сеть с рыбой, мог получить приличный электрический разряд и выпустить сеть из рук, отпустив весь пойманный улов назад в реку.

«Электрическое» зрение рыб.

Рыбы с помощью электрических органов обнаруживают в воде посторонние предметы. Некоторые рыбы все время генерируют электрические импульсы. Вокруг их тела в воде текут электрические токи. Если в воду поместить посторонний предмет, то электрическое поле искажается и электрические сигналы, поступающие на чувствительные электрорецепторы рыб меняются. Мозг сравнивает сигналы от многих рецепторов и формирует у рыбы представление о размерах, форме и скорости движения предмета.

Наиболее известные электрические охотники - это скаты. Скат наплывает на жертву сверху и парализует ее серией электрических разрядов.  Однако его «батареи»  разряжаются , и на подзарядку ему требуется некоторое время.

Самым сильным  электрическим разрядом обладают пресноводные рыбы, называемые электрическими угрями. Молодые 2-сантиметровые рыбки вызывают легкое покалывание, а взрослые особи, достигающие двухметровой длины, способны более 150 раз в час генерировать разряды напряжением 550 вольт с силой тока в 2 ампера. У южноамериканского угря напряжение тока при разряде может достигать 800 В.

Древние греки и римляне (500 д.н.э.-500 н.е.) знали об электрическом скате. . Плиний в 113 н.э. описывал, как скат использует "магическую силу" для того, чтобы обездвижить свою добычу. Греки знали, что "магическая сила" может передаваться через металлические предметы, например, копья, которыми они охотились на рыб.

Ни в коем случае не берите скатов в руки. Если вы охотитесь на рыбу с гарпуном, смотрите не попадите в электроската - вынимая оружие из его тела, вы переживёте не самые приятые ощущения. Если электроскат попался в трал или сеть, брать его нужно руками в толстых резиновых перчатках либо специальным крючком с изолированной ручкой.

^ Африканская рыба гимнархе посылает в окружающую среду электрические сигналы, продолжительность которых настолько точна и периодична, что может сравниться с кварцевым осциллятором. Француз ский инженер  А. Флорион  обработал сигналы, которые издает рыба,  и получил оригинальные «рыбные» биоэлектрические часы. Они могут «ходить» 15 лет, надо лишь ежедневно кормить рыбку.  

Рыбы, обладающие электрическими органами (акулы и скаты) способны обнаружить добычу по работе её сердца, в этом случае регистрируются электрическое поле, которое создает работающее сердце рыбы-добычи.

Рыбы-электроищейки.

Некоторые рыбы, пытаясь спастись, зарываются в песок и замирают там. Но и у них нет никаких шансов, поскольку пока они живы, их тела генерируют электрические поля, которые улавливает, например, своей необычной головой акула-молот, бросающаяся, как кажется, прямо на пустой грунт и вытаскивающая из него бьющуюся жертву.

Скаты могут обнаруживать лакомых для них крабов по их электрическим полям, а сомы могут обнаружить даже электрополя, создаваемые закопавшимися в грунт червями. Акула, реагируя на электрическое поле, тоже может очень точно напасть на камбалу, зарывшуюся в песок.

Электрические органы акул и скатов отличаются очень высокой чувствительностью: рыбы реагируют на эл. поля напряженностью 0,1 мкВ/см.

Электрические рыбы используют электрические сигналы для общения между собой. Они оповещают других особей, что данная территория занята или, что ими обнаружена пища. Есть электрические сигналы: «вызываю на бой « или «сдаюсь». Все эти сигнали хорошо принимаются рыбами на расстоянии порядка 10 метров.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.
Итак, сегодня на уроке вы познакомились с электроскопом, его назначением и устройством, с проводниками и непроводниками электричества, познакомились с понятием электрического поля, а также повторили ранее изученный материал и закрепили новый. Те, кто активно работал на уроке, отвечая на вопросы, получили соответствующие оценки. Всем спасибо! До свидания!»
  1. §§ 27,28
  2. Сделать электроскоп в домашних условиях.

velikol.ru

Конспект урока по теме «Электроскоп. Проводники и непроводник электричества»

Конспект урока по теме

«Электроскоп. Проводники и непроводник электричества» Цель урока: построение способа определения величины и знака электрического заряда.

Основной материал: Устройство, принцип действия и назначение электроскопа. Примеры веществ, являющихся проводниками и диэлектриками.

Эпиграф:

Ногами человек должен врасти в земле своей родины,

но глаза его пусть обозревают весь мир

Джордж Сантаяна (1863-1952) Наращиваем клетки мозга

Из рекламы

Модель урока

1.Актуализация познавательного опыта, лежащего в основе построения нового способа действия. Мотивация учебной деятельности.

Вступление: Бред сумасшедшего и не более… Но без «сумасшедших ученых» в нашей жизни не обойтись. Только «сумасшедший» может изучать то, что нельзя потрогать и увидеть. Проходит время и этих людей называют гениями. Но что сделало их такими? – не изощренная фантазия, а умение увидеть и услышать то, что другим было тогда недоступно…

Мы живем, точно в сне неразгаданным,

На одной из удобных планет…

Много есть, чего вовсе не надо нам,

А того, что нам хочется, нет… С

Рис. №1 пособность видеть и слышать развивается в течение всего времени обучения, вся истории науки – увлекательный рассказ о том, как перед человечеством открывался мир, в котором все меньше дикой необузданной фантазии, а все больше места для безумных научных идей, которые через поколение становятся общепринятыми и даже, можно сказать, обыденными.

2.Изучение нового материала.

Вопрос №1: Первые приборы для обнаружения электричества и количественного изучения электрических явлений появились в XVIII в. Один из первых электроскопов в 1745 г. Построил академик Петербургской Академии наук Георг Вильгельм Рихман. Электроскоп Рихмана состоял из железной линейки, против ребра которой была подвешена льняная нить, внизу имелась шкала (рис. № 1). Когда линейка была наэлектризована, нить отталкивалась. С помощью этого прибора Рихман проделал много опытов, особенно по изучению электрического поля вокруг заряженных тел и по электризации металлов. Как с помощью его можно было определить наличие и величину электрического заряда?

Ответ: По углу отклонения от вертикали мы можем определить величину заряда. Вопрос №2: Простейший школьный электроскоп изображен на рис. №1. В нем металлический стержень с листочками пропущен через пластмассовую пробку, вставленную в металлический корпус. Корпус с обеих сторон закрыт стеклами. Как с помощью этого электроскопа определить наличие и величину электрического заряда?

Ответ: Чем больше угол отклонения лепестков электроскопа, тем больше заряд на электроскопе (рис. №3).

Опыт №1: К положительно заряженному электроскопу поднесем тело, заряженное таким же знаком, как электроскоп – листочки электроскопа разойдутся сильнее. К тому же электроскопу подносим отрицательно заряженное тело (заряд противоположного знака) – листочки опадут.

Вывод: Заряженный электроскоп позволяет определить зарядом какого знака наэлектризовано тело.

Вопрос №3: Можно ли с помощью электроскопа Рихмана определить знак заряда?

Ответ: С его помощью можно определить знак заряда электроскопа, таким же образом, как и с помощью школьного электроскопа.

В

Рис. №5 опрос №4: Существует еще один вид электроскопа – электрометр (рис. №4). Дайте объяснение принципа его работы. Можно ли с его помощью определить величину и знак электрического заряда?

Ответ: Электрометр позволяет определить величину и знак заряд.

Опыт №2: Заряженного электроскопа касаемся стеклянной, эбонитовой, металлической, пластмассовой, сухой деревянной и мокрой деревянной палочками.

Вывод: Все вещества можно разделить на 2 группы: проводники и непроводники электрических зарядов.

Вопрос №5: Где могут быть применены проводники и непроводники в промышленности и быту?

Ответ: Из проводников можно строить различные электротехнические устройства, и из непроводников можно строить изоляторы, которые могут защитить человека от электрических ударов (рис. №5).

3.Совокупная рефлексия учебной деятельности. Апробация полученной физической модели.

Электричество вошло в нашу жизнь – без электрических устройств нам теперь трудно обойтись. Но что за напасть? Электричество не менее опасно, как и обыкновенная гадюка. Может ли быть польза от гадюки? А может ли быть на свете что-то быть абсолютно безопасным, абсолютно ненужным или абсолютно вредным?

4.Домашнее задание.

§ 27

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org