Шина заземления в щитке. Назначение и принципы работы нулевой шины
SET 8-861-260-24-40, 8 (989) 212 27 02
sale@les66.ru
Заказать обратный звонок
г.Краснодар,
ул.Симферопольская
дом 5, офис 9
Пн-Вс с 9:00 до 18:00

Корзина

Корзина пуста

Выбрать товар

Монтаж электрощитка своими руками. Шина заземления в щитке


Нулевая шина: устройство, назначение и характеристики

Шина нулевая представляет собой один из конструкционных элементов сборных шин и применяется для подключения проводников заземления и нуля. Нулевые шины — незаменимый элемент при организации электрических сетей как переменного, так и постоянного тока.

Конструктивные характеристики

Конструкция нулевой шины включает токопроводящую жилу и пластиковое основание, используемое для монтажа на ДИН рейку. В токопроводящей жиле есть отверстия и зажимные болты, используемые для закрепления в ней проводников. Отверстия и болты используются также для правильной разводки по распределительному устройству проводов нейтрали. Нулевые шины отличаются по длине, способу установки и количеству монтажных отверстий.

Чтобы создать качественное соединение и упростить сервисное обслуживание, медные или латунные устройства изготавливаются в виде целостных токопроводящих элементов. Существуют шины в корпусе и устройства заземления без корпуса, токопроводящие элементы обоих типов устройств одинаковы. Если проводник изготовлен без корпуса, его устанавливают на изоляторах.

Чтобы дифференциальная защита работала исправно, необходимо правильное подключение ее устройств и разделение в распредщите проводников NPE. В случае с металлическим щитом используется изолированный нулевой провод от корпуса.

Задачи

Область применения шин — сети постоянного и переменного тока с напряжением до 400 вольт. Их использование позволяет:

  1. Организовать несколько областей для присоединения нагрузок от общего ввода к проводнику нуля.
  2. Обустроить заземление видимого типа, которое представляет собой устройство с прозрачной крышкой, позволяющей прикрыть клеммник.
  3. Улучшить общий эффект от использования защитной автоматики.
  4. Создать условия для неразрывности электроцепи на участке с заземлением — вплоть до нагрузки.
  5. Разделить проводники защитного и рабочего заземления.

Характеристики

К подбору нулевых шин разработан четкий подход. Основное, на что следует обращать внимание, — сечение провода, которое не должно превышать сечения в главной заземляющей шине.

В один узел допускается ввод от одного до сорока проводников. Например, для метода 3×40 выбирают провод с 3-миллиметровым сечением.

Основные технические параметры нулевых шин указаны в таблице ниже. Продукция каждого изготовителя имеет свои особенности. В данном случае рассматриваются изделия компании ЭТМ:

Параметры установки

Монтаж планки возможен на DIN-рейку, через угловые изоляторы или в электрический щиток. Монтаж может осуществляться открытым или закрытым способом. Открытый (с видимой клеммной колодкой) — оптимальный вариант, когда есть шкаф, к которому ограничен доступ посторонних. Закрытый способ практикуется в случае применения оборудования, подключенного к важным элементам системы (например, силовая розетка для электроустановок).

Нулевая шина: устройство, назначение и характеристики

220.guru

ГЗШ. Главная Заземляющая Шина | Электрика,Сантехника

class="eliadunit">

 

Вступление

Здравствуй Уважаемый читатель сайта Elesant.ru. Тема сегодняшней статьи главная заземляющая шина (ГЗШ) в электрике частного дома. Назначение ГЗШ, установка, особенности соединений и материал для изготовления.

Назначение главной заземляющей шины (ГЗШ)

Главная заземляющая шина (ГЗШ)- важнейший элемент электрики частного дома. При системе электропитания TN-C-S ,которая является основной для электропитания частного сектора, необходимое разделение PEN проводника. А также повторное заземление нужно делать именно на главной заземляющей шине (ГЗШ)

Вообще, на главной заземляющей шине (ГЗШ) при системе TN-C-S сходятся все проводники от защитных систем дома. Это и заземляющий проводник, и проводники от системы уравнивания потенциалов и проводник от разрядника (ограничителя напряжения).

Установка главной заземляющей шины (ГЗШ)

Устанавливается главная заземляющая шина (ГЗШ) внутри вводно-распределительного устройства (ВРУ) или отдельно. При отдельной установке, главная заземляющая шина (ГЗШ) устанавливается в специальный корпус, напоминающий небольшой ящик.

Важно! Согласно ПУЭ (пункт 1.7.119) открытая установка ГЗШ возможна только в специальном помещение. Но даже в этом случае, место установки открытой ГЗШ должно быть огорожено от случайного прикосновения.

Если в доме несколько вводов электропитания, то на каждый ввод устанавливается отдельная главная заземляющая шина (ГЗШ). Также отдельно на каждую шину выводятся кабели от системы уравнивания потенциалов.

Соединения на главной заземляющей шины (ГЗШ)

Главным назначением, если можно так сказать, главной заземляющей шины (ГЗШ) является разделение PEN проводника кабеля электропитания.PEN проводник после разделки подсоединяется к заранее установленной ГЗШ.

class="eliadunit">

Подсоединение производится при помощи болтов, шаб, гаек. Для фиксации болтового соединения ГЗШ желательно использовать гроверную шайбу (смотри фото). Все соединения на ГЗШ должны быть осуществлены болтовыми креплениями. Каждый кабель, подключаемый к ГЗШ должен иметь отдельное соединение.

Примечание: Болтовые соединения нужны для того чтобы в любой момент можно было отключить отдельно любой защитный кабель и произвести необходимые контрольные замеры (сопротивления изоляции, сопротивления растеканию тока и т.д.)

При установке внутри вводно-распределительного устройства (ВРУ) главная заземляющая шина (ГЗШ) устанавливается непосредственно на корпус ВРУ, и имеет с ним электропроводящий контакт. (Читайте подробно о комплектации ВРУ).

Рядом с ГЗШ устанавливается шина рабочего нуля(N).Шина N соединяется с главной заземляющей шиной (ГЗШ) на которой происходит разделение PEN проводника.

Материал для изготовления ГЗШ

Предпочтительным материалом для ГЗШ является медь. Возможно, изготовление ГЗШ из стали. Запрещено использование аллюминнивых шин для ГЗШ. Запрет аллюминия для шины, логично приводит к запрету использования аллюминевых наконечников для электрокабелей, подключаемых к ГЗШ.

©Elesant.ru

Нормативные ссылки

  • ПУЭ,Правила устройства электроустановок,издание 7
  • ГОСТ 121.030-81,Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление

Другие статьи раздела: Электропроводка дома

 

 

class="eliadunit">

elesant.ru

ГЗШ Главная заземляющая шина

Главная заземляющая шина

Правила устройства электроустановок (ПУЭ):

п.1.7.119. Главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением до 1 кВ или отдельно от него.Внутри вводного устройства в качестве главной заземляющей шины следует использовать шину РЕ.При отдельной установке главная заземляющая шина должна быть расположена в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства.Сечение отдельно установленной главной заземляющей шины должно быть не менее сечения РЕ (PEN)-проводника питающей линии.Главная заземляющая шина должна быть, как правило, медной. Допускается применение главной заземляющей шины из стали. Применение алюминиевых шин не допускается.В конструкции шины должна быть предусмотрена возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников. Отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента.В местах, доступных только квалифицированному персоналу (например, щитовых помещениях жилых домов), главную заземляющую шину следует устанавливать открыто. В местах, доступных посторонним лицам (например, подъездах или подвалах домов), она должна иметь защитную оболочку - шкаф или ящик с запирающейся на ключ дверцей. На дверце или на стене над шиной должен быть нанесен знак .
1.7.120. Если здание имеет несколько обособленных вводов, главная заземляющая шина должна быть выполнена для каждого вводного устройства. При наличии встроенных трансформаторных подстанций главная заземляющая шина должна устанавливаться возле каждой из них. Эти шины должны соединяться проводником уравнивания потенциалов, сечение которого должно быть не менее половины сечения РЕ (PEN)-проводника той линии среди отходящих от щитов низкого напряжения подстанций, которая имеет наибольшее сечение. Для соединения нескольких главных заземляющих шин могут использоваться сторонние проводящие части, если они соответствуют требованиям 1.7.122 к непрерывности и проводимости электрической цепи.

 

www.elmast.com

Силовые шины в щитах: суровые и красивые соединения на CS-CS.Net: Лаборатория Электрошамана

Внимание! Этот пост выделен из поста про сборку ВРУ на силовых шинах. Тут рассказано про сами шины, а приключения с ВРУ можно прочитать в исходном посте.

Силовые шины — штука брутальная и удобная. Я долго обходил их стороной, потому что думал: «Ну нафига они мне нужны, если я собираю щиты на мелкие токи до 63А, и больше напичканные автоматикой, чем силовыми автоматами типа TMax?» А на деле потихоньку (с 2014 года) пропёрся шинами и стал их использовать и для того, чтобы сделать шины N/PE в щитах ВРУ или других, и даже для того, чтобы сделать при помощи шин большой кросс-модуль. Вот как раз когда я сделал кросс-модуль, я и решил собрать всю информацию про шины в отдельный пост на блоге.

Силовая шина — это брусок (или кусок) из МЕДИ или алюминия (вот блин радости у цветметчиков-то), который может проводить гораздо больший ток, чем провод. Ну например моя любимая шина 12×5 мм расчитана на ток 250А. Из-за этого у меня сразу придумалось два варианта, как это можно применить: или для шины PE в вводном щитке дачного дома, или для какого-нибудь злого кросс-модуля, где кросс-модули и распределительные блоки на DIN-рейку не пойдут из-за огромного количества толстых проводов, которые к ним надо будет подвести.

А ещё мне повезло, потому что я не застал старую «школу» работы с этими шинами: когда в них сверлили дырки и все отходящие линии прикручивали наконечниками при помощи болтов. В тех щитах, с которыми работаю я (на небольшие токи) для силовых шин давно используются специальные П-образные зажимы (и такие системы есть не только у ABB, а у многих других производителей), которые позволяют подключить провод, не сверля шину и не ловя гайку от болта где-то там внутри щита под шинами. И вот это и было тем, что перевернуло моё представление о шинах и после чего я и стал их использовать у себя в щитах.

Итак, из чего это всё состоит у ABB. Я разделю всю систему шин на такие части:

  • Сами силовые шины. Они различаются шириной и толщиной. Есть ряд шин толщиной 5 мм, и есть ряд шин толщиной в 10 мм. Для этих шин будут нужны разные зажимы. В каталогах у ABB есть куча разных вариантов обычных шин полоской (их так и зовут — полосовые): и разной длины, и даже нарезанные точно под ширину по панелям системы CombiLine. Но учтите, что все эти нарезанные шины всегда заказные (4-6 недель), потому что в Германии на заводе лично под вас берут шину длиной в 4 метра и режут как вам надо.Поэтому если вы хотите заказать шину — то лучше берите её длинным цельным куском в 4 метра. Да-да! В ЧЕТЫРЕ МЕТРА =) Правда у нас в Москве дорогущий магазин «Электромонтаж» продаёт шины по метрам, и вот там вы совершенно спокойно можете попросить отрезать себе кусок шины 12×5 длиной в метр.Ещё надо заметить что кроме вот моего любимого размера 12×5 никто не заставляет заказывать шины именно от ABB. Если вы хотите использовать шину 20×5, то вы совершенно спокойно можете заказать её и нашенского производства.
  • Специальные зажимы кабелей на шину. Зажимы отличаются между собой сечением кабеля, которые они могут прижать к шине и толщиной шины, на которую они рассчитаны. Есть зажимы от 1,5 до 16 квадратов, а есть, например до 70 квадратов. Такие зажимы продаются или в коробке по 50 штук, или в розницу — зависит от магазина.
  • Готовые собранные шины. Их я ни разу не использовал, потому что не дошёл ещё до злых ВРУ (и надеюсь, не дойду, потому что там работы мало, а ненавистных мне бумаг тьма). Это части шин, которые заранее заточены под определённые шкафы. Благодаря этому собрать какую-нибудь систему шин внутри шкафа можно сразу, используя прямые и угловые участки шин — надо только скрутить их между собой, а резать, гнуть и делать отверстия — не надо.
  • Специальные болты и пружинные тарельчатые шайбы для шин. Это надо для шкафов на большие токи. Нормативы говорят, что при коротком замыкании шина может нагреваться до 300 градусов. Из-за такого нагрева обычные шайбы Гровера перестают пружинить и поджимать соединения и, как говорится, коротнуло — иди и протягивай все болты. Вот чтобы такого не было, есть специальные тарельчатые пружинные шайбы, которые не теряют своих свойств от нагрева и продолжают пружинить дальше. Я их ещё не заказывал, но артикулы уже выписал: ZX216P10 — 6мм, ZX217P10 — 8 мм, ZX218P10 — 10 мм.
  • Держатели и крепления для шин. Такие держатели предназначены для того, чтобы изолированно закрепить шину где-то в щите. Обычно они созданы для того, чтобы крепиться на EDF/WR-профиль. Шина прижимается в них при помощи изолированных крышек или винтов, что опять удобно: не надо делать в шине дырок для крепления. Часть этих держателей будет заказная, потому что они идут в комплекте CombiLine-модулей, а часть — складская. Ну и если вам хочется — то вы легко можете использовать обычные изоляторы-бочонки.
  • Модули CombiLine для шин. Это готовые комплекты (без самих шин), чтобы быстро огранизовать в щите или кросс-модуль на шинах, или шины N/PE или ещё чего-нибудь. В таком модуле будут все нужные крепления, изоляторы и держатели — только подбери подходящие шины и используй!

Важно! Штатно всё это не влезает в шкафы серии AT/U из-за того, что у них мелкая глубина. Самый минимум для шин — это шкафы типа TwinLine (или «B», но это я ещё не проверял) глубиной 225 мм. Но если применить свои хитрые крепления — то конечно шины можно и в AT/U запихать без проблем.

Когда я делал тот самый ВРУ на базе серии AT/U, то я купил вот что:

ABB ZX350 Шина медная 12×5 мм 250А, длина 4 мABB ZX351 Шина медная 20×5 мм 320А, длина 4 мABB ZX157 Держатель одной шины 12×5..30×5 мм на EDF-профиль / монтажную панельABB ZK79P50 Зажим кабеля 1,5..16 кв.мм для шины 5 мм (50 штук)ABB ZK81P50 Зажим кабеля 1,5..35 кв.мм для шины 5 мм (50 штук)

На тот момент я пилил шины ножовкой по металлу, а потом для этого дела отлично приспособил торцовку и до сих пор все шины ей и пилю. Вся купленная шинная фигня выглядела вот так:

Тут как раз видны те самые хитрые зажимы для подключения проводов к шине. Шина при этом не сверлится, и про «сурового мужика», который будет затягивать болты на шине гаечными ключами, можно опять забыть. За счёт этого мелкая шинка 12х5 мм позволяет тащить ток 250 ампер, потому что никакие дырки не ослабляют её сечения. А если подключение не нужно — достаточно просто снять зажим.

Однако, у такого решения есть минус: оно рассчитано строго на медь! Провод там прижимается вплотную к шине, и поэтому алюминиевый провод всё-таки придётся подключать по старинке, без таких зажимов (или как-то переходить на медь, а может и использовать алюминиевые шины). Но вот в варианте «поставили злобный вводной автомат, с него подали всё на шины» — это идеальное решение.

Вот держатель шины ZX157. Всё просто: он крепится винтами на EDF-профиль, или на монтажную панель, а в него вставляется шина и зажимается внутренним пластиковым винтиком. Держатель за счёт своей конфигурации может держать шины разных размеров. А продаётся он поштучно, поэтому при длинной шине таких держателей можно ставить столько штук, сколько надо.

А вот шинный зажим ZK79P50. Тут тоже всё просто: нащёлкнули его сбоку на шину, и всё.

А в открытое «отверстие» заложили провод и до одури затянули винтом. Уже проверено: шуруповёрт и тут жжот! =)

Ну и вот подобие кросс-модуля: скажем, два зажима до 35 кв.мм, чтобы подтащить ввод, а потом рядком зажимы до 16 квадратов. На большие токи всё получается гораздо компактнее чем болты и наконечники типа ТМЛ.

Тогда я просто поставил в ВРУ парочку шин N/PE и сдал его. А вспомнил про шины только в этом, 2016 году, когда делал дядьке щиты TwinLine для коттеджа. Там мне надо было сделать ему шины PE сверху и снизу, и я вместо того чтобы городить мелкие шинки на WR-профиль, решил поставить туда брутальную медную шину.

Решение получилось настолько клёвым, что я его уже почти что запатентовал и вовсю использую в больших шкафах, если там все отходящие линии не делаются на клеммах. Мы берём модуль для клемм MBK (ну или MBB — с глухим пластроном без всего), оставляем от него пластрон и регуляторы глубины. И прямо на них прикручиваем кусок шины! Ну а если модуль MBB — то можно прикрутить шину прямо на EDF/WR-профиль, если она будет шиной PE. Всё выходит очень технично: и шину по глубине можно регулировать, и контакт с корпусом шкафа есть (и если надо — его можно усилить, подключив кусок жёлто-зелёного провода.

А вот я тут собирал очень скандальный шкафчик для офиса в СИТИ (от которого блевать охота), и там хоть все линии и были сделаны на клеммах .NLP, всё равно надо было сделать небольшую шинку PE для того, чтобы подключать заземление от потолков и металлических лотков с кабелями. Шинка PE была загнана в глубину шкафа, а поверх и ниже неё было немного клемм для отходящих линий (основная масса клемм справа и на фотке не видна).

И в этом же шкафу было много дифов для отходящих линий. Ввод там был на 40..50А, трёхфазный. И вот я и решил вместо хилых и в таком шкафу неудобных кросс-модулей на DIN-рейку поставить шинный модуль. Я выбрал модуль MBS224 (2 панели шириной), а есть модули и MBS124 и MBS324 — на одну и на три панели, если надо. Также есть такие модули с разным расстоянием между шинами и на разное количество шин и их ширину.

Будьте внимательны! У этих модулей сейчас большой срок поставки — 4..6 недель. Я заказал модуль MBS124 для щита ещё одному аудиофилу 29 июня, а приедет он только 7 августа.

Такой модуль состоит из шинных держателей ZB5, крепёжных скоб (пара для EDF-профиля и пара — для WR-профиля) и глухого пластрона. Всякие крышки шин в комплекте не идут, потому что считается: внутри шкафа шины закрывать и изолировать нехрен, потому что они вообще могут через весь шкаф идти и вокруг ничего не будет, а снаружи крышкой является сам пластрон.

Держатели ZB5 хитрые — они могут зажимать шины разной ширины: 12×5, 12×10, 20×5. Эта фишка реализована при помощи хитрых пазов в крышке, которая шины прижимает: если повернуть её одной стороной — то паз для шин будет широкий. А если другой — то узкий, как у меня на фотке.

Варианты извращений с модулем или такими держателями у меня родились вот какие:

  • Выкинуть кронштейны и прикрутить держатели ZB5 напрямую на профиль, если это прокатит по высоте. Тогда такой модуль можно ставить в щитки мелкой глубины.
  • Взять стеклотекстолит, текстолит и соорудить к модулю задник, чтобы изолировать шины сзади. Подложить изолятор прям под кронштейны и радоваться.
  • Аналогичную фишку провернуть спереди, чтобы закрыть шины снаружи. У держателя ZB5 наружу выступают две втулки — вот на них оргстекло и надеть.
  • Собрать аналог модуля MBS, купив пару держателей и модуль с глухим пластроном.

Вот в щите аудиофила я как раз попробую все эти варианты покомпоновать и потом напишу, что получилось. Стеклотекстолит и оргстекло для его шин я уж прикупил: у него будет голая WR-рама без корпуса, и там шины сзади конечно же надо будет изолировать.

В этом же шкафу я ничего не изолировал, потому что создал такую компоновку шкафа, что вокруг шин в нём пусто и ничего не проходит. На шины надел зажимы ZK79P50 (их на щит ушло две коробки по 50 штук) и заготовил шины к подключению проводов.

А после того, как всё подключил — порадовался тому, как моя конструкция выглядит! Мне очень понравилось! Это не мелкий кросс-модуль тебе, где всё рядышком и хрен что увидишь. Тут тебе и свободное пространство есть, и места навалом и всё свободно и наглядно.

А в готовом щите всё это выглядит как просто глухой пластрон. Я наклеил на него молнию для красоты, и так щит и сдал. С боем и криками (как-нибудь расскажу длинным постом).

Понятно что всё это стоит недёшево. Поэтому использовать такие шины и шинные модули надо там, где это оправдано — не только там, где большие токи, а например там где много соединений и их надо оформить красиво и более просторно. Ну а сами шины как N/PE для всяких ВРУ у меня прижились без проблем и я их так и использую.

Если вас заинтересовала информация из этого поста и вы хотите со мной связаться (или заказать Сборку щита / Консультацию/Мастер-Класс), то пишите мне на почту info@cs-cs.net или звоните на +7-926-286-97-35 (c 10 до 20 по Москве). На SMS и почту, написанную в одну строчку, я не отвечаю. Отзываюсь на имя Электрошаман.Невнимательных, тупых и наглых продаванов и менеджеров я буду жёстко стебать, если они не заглянут в инфу про контакты для организаций, а скорее кинутся звонить.

cs-cs.net

Нулевая шина в корпусе: назначение и особенности выбора

В последнее время нулевая шина активно используется среди многих потребителей. Если изучить ее корпус, тогда можно сказать о том, что она напоминает пластиковое основание, конструкцию крепления на DIN рейку.

Также внутри конструкции можно встретить от 2 до 4 бронзовых шин. Каждая шина, которая здесь располагается также отделяется прозрачными пластинами. Это устройство, изготовлением которого занимается известная фирма Legrand.

Принцип работы

После изучения современных правил и норм электромонтажа нулевой проводник не будет прерываться по всем его протяжениям в электрической сети, после ввода в распределительный щит. Теперь есть возможность разрывать ноль одновременно с фазой с помощью двухполюсного автоматического автомата.

Именно так и появились нулевые шины, к которым в дальнейшем будут присоединятся нулевые проводники, идущие от нагрузок. На данный момент нулевые шины будут предусмотрены во многих щитовых. Если в своем щитке вы их не нашли, тогда помните, что приобрести нулевые шины можно будет отдельно. В большинстве случаев их комбинация может быть достаточно разнообразной.

Зачем корпус для нулевых шин?

Чтобы разобраться в этом вопросе более детально может потребоваться хорошо знать назначение устройства защитного отключения. Если в щитовой будет находится одно УЗО, тогда его можно будет подключить к нулевой шине. Но если вы планируете устанавливать больше 1 УЗО, тогда в этом случае можно столкнуться с определенными проблемами.

Все дело в том, что, если вы планируете устанавливать больше УЗО, тогда каждое устройство, вам необходимо будет подключать к отдельной нулевой шине. Если все устройства вы подключите к одной нулевой шине, тогда во время срабатывания одного устройства будут выбивать все УЗО. Теперь вы знаете зачем каждому устройству может потребоваться отдельная нулевая шина. Нулевая шина в корпусе была придумана для того, чтобы в дальнейшем электрики не плодили огромное количество шин в щитке.

Схема подключения двух УЗО к нулевым шинам

Если вы планируете подключить два устройства к нулевым шинам, тогда обязательно необходимо изучить схему. Схема подключения 2 узо к нулевым шинам будет расположена ниже.

Теперь вы точно знаете, зачем нужна нулевая шина. Надеемся, что эта информация будет полезной и интересной.

Читайте также: правильное заземление в частном доме.

vse-elektrichestvo.ru

Что делать если в шине N+PE распределительного шкафа не хватает отверстий?

Во время сборки щита мы никак не можем обойтись без общих шин N и PE. Не будем же здесь делать скрутки. Все заземляющие проводники должны быть подключены к одной общей шине PE и все нулевые проводники должны быть подключены к одной общей шине N. Такие шины монтируются внутри распределительного щита и имеют ограниченное количество отверстий, в которые заводятся провода.

В данной статье хочу рассказать про клеммники ABB (шина N+PE), которые монтируются в пластиковые шкафы. Иногда бывает, что отходящих линий очень много и тут возникает вопрос: Что делать если в шине N+PE распределительного шкафа не хватает отверстий для подключения всех нулевых и заземляющих проводников?

Вот один из примеров применения таких шин N+PE. Конечно качество монтажа данного распределительного щита оставляет желать лучшего, но увы другой фотки в своем архиве не нашел.

Самый простой выход из этой ситуации - это завести в отверстие два провода. На самом деле лучше так не стоит делать, так как может быть плохой контакт у одного из проводов если они разного сечения и в будущем при отключении одного проводника будет пропадать питание у нагрузки подключенной вторым. Также в отверстия могут не поместиться два толстых провода. Что тогда делать?

Что делать если в шине N+PE распределительного шкафа не хватает отверстий?

Тут все просто. Нужно в магазине купить отдельную шину на большее количество отверстий и если нужно с большим диаметром. Старая шина демонтируется из планки и ставится новая. Ниже на фото я подробно показал как это делается.

Вот сам клеммник ABB (шина N+PE) в сборе от обычного распределительного щита. Здесь стоят две шины N и PE по 5 отверстий, что маловато для среднего щитка. Нам нужно убрать эти шины и поставить новые с большим количеством отверстий.

Для того чтобы демонтировать одну из шин нужно убрать пластиковые защелки. это очень легко делается. Смотрите фото ниже и вы все поймете...

После удаления защелок шина сама выпадает из корпуса...

Такие шины могут быть с разным количеством отверстий разного диаметра. Поэтому определитесь сколько у вас будет отходящих линий и берите шину, в которой количество отверстий немного превосходит ваши расчеты (свободные отверстия нужны на всякий случай для резерва). Ниже представлена шина с большим количеством отверстий...

Ставим ее в корпус и крепим с помощью тех же защелок. С другой стороны поступаем аналогичным способом.

Вот и решили проблему с нехваткой отверстий для нулевых и заземляющих проводников.

Не забываем улыбаться:

Читая объявления о вакансии электрика, невольно задаёшься вопросом:- А что же случилось с предыдущим?

sam-sebe-electric.ru

Монтаж электрощитка своими руками

Количество бытовой техники в квартире постоянно растет. Одновременное включение электроприборов создает проблемы с подключениями и превышением нагрузки на электросеть. Для защиты от перегрузки необходимо разделить управление по контурам. Для этого следует правильно сделать монтаж электрощитка для дома. Чтобы сделать это самостоятельно, надо разобраться в его внутреннем устройстве, схемах разводки и соединений, правилах установки.

Кроме того, необходимо обладать навыками электромонтажа.

Требования к электрощитам

От того, насколько правильно будет сделан выбор и произведен монтаж электрощитка в квартире, зависит безопасность и комфорт проживающих.

Правила и требования к установке щитка следующие.

  1. Допустимое количество защитных аппаратов и их номинальный ток указываются в технической документации к устройству.
  2. Корпус выполняется из материалов, которые не поддерживают горение и не пропускают электрический ток. Для этого применяют металл со специальным покрытием или полимер.
  3. На корпусе должно быть указано номинальное напряжение.
  4. На подсоединяемых проводах должна быть маркировка с обозначением группы подключаемых приборов. Для этого применяются бирки.
  5. Металлический корпус и дверцы выполняются с заземлением.
  6. К колодкам РЕ и N подключается по одному проводу на каждую клемму. Они берутся с запасом не менее 5 %, чтобы был дополнительный резерв.
  7. При покупке для щитка должен быть в наличии технический паспорт, в котором указывается следующее: его тип, изготовитель, сертификация, номер стандарта, номинальная величина напряжения, ток, частота, отключающая способность, степень защиты, класс, правила монтажа, вес, размеры, основные характеристики аппаратов УЗО.

После того как сделан монтаж электрощитка в доме, его следует сдать специалисту ЖЭКа.

Кроме того, нужно предоставить электрическую схему устройства. Обычно она наклеивается на дверцу, чтобы было удобно пользоваться.

Выбор электрощитка

Не следует покупать щиток из дешевой пластмассы. Со временем она становится хрупкой и начинает откалываться. Современные коробки из пластика смотрятся эффектно и стильно. Конструкции из металла с хорошим покрытием прочней и надежней, но имеют высокую стоимость. Их устанавливают в случае необходимости создания механической защиты от внешнего воздействия.

Габариты щитка зависят от количества коммутирующей аппаратуры.

Электрическая схема щитка

Схема нужна прежде всего для того, чтобы сделать монтаж электрощитка. Она необходима при проведении работ по ремонту или модернизации квартирной электросети. Без нее электрик не примет работу по установке. Схема монтажа электрощитка рисуется от руки или с помощью специальной программы.

Электрощит устанавливается на самом последнем этапе, когда все провода по группам подведены из помещений к выбранному месту. Такой подход обладает массой достоинств. Экономятся материалы и упрощаются монтажные работы.

По каждой группе электропроводки делается подсчет нагрузки и выбирается тип автоматов. В результате будет известна общая потребляемая мощность системы. Если это необходимо, его нужно заменить. Обычно берется медный моножильный проводник.

Монтаж щитка

Монтаж электрощитка в квартире обычно делается в нише около входной двери. При отсутствии подготовленного места можно выдолбить проем или навесить на стену внешний щиток. Этот способ является самым быстрым и простым. Его применяют при прокладке наружной проводки. Ее можно скрыть под фальшстеной. Если крепление производится на гипсокартон, под ним устанавливаются закладные элементы, чтобы повысить несущую способность. Будет лучше предварительно сделать нишу из металлического профиля с припуском 2-3 см.

Монтаж электрощитка делается таким образом, чтобы доступ и его обслуживание были удобными. Расстояние от его нижнего края до пола обычно составляет 1,4-1,7 м. Верхний ряд автоматов должен быть не выше уровня глаз.

Когда требуется произвести монтаж электрощитка в деревянном доме, обычно выбираются навесные устройства с защитой от пыли и влаги.

Автоматический выключатель для защиты от короткого замыкания должен быть не ниже класса С.

Желательно, чтобы на щите находился замок, который можно закрыть от детей.

Сборка щитка

Под каждую группу проводов подбираются необходимые автоматы. Под рукой постоянно должна быть схема монтажа электрощитка. С ней нужно постоянно сверяться и при необходимости вносить в нее изменения. Центральный главный выключатель, подключающий все цепи одновременно, должен быть немного меньшей мощности, чем наружный. Он располагается в максимально возможной близости от входящего силового кабеля. Кроме того, следует добавить 2-3 запасных пакетника, чтобы с их помощью можно было включать мощные потребители, например электрический котел или электрическую духовку. Приборы мощностью более 5 кВт имеют свои предохранители.

Как осуществить монтаж квартирного электрощитка и правильно подключить заземление, следует проконсультироваться у специалиста. Для монтажа оборудования в корпусе щитка размещены планки крепления. Сначала на них устанавливаются нулевая и заземляющая шины. На фото ниже они изображены сверху и могут поставляться в комплекте щитка.

Следует проверить, чтобы по мощности они совпадали с главным выключателем. После корпус и дверцы щитка соединяются с шиной N. В частном доме заземляющий провод вводится от специального контура, смонтированного снаружи по всем правилам.

Как подключить заземление

В старых домах применялась система заземления TN-C по старым ГОСТам, где совмещается нулевой и заземляющий провода. Для современного дома применяются системы TN-S и TN-C-S. На этажный щит выходят 3 фазы и отдельно нулевой (N) и заземляющий (PE) провода.

Часто некоторые «умельцы» соединяют нулевой провод и заземление. В случае отгорания нулевого провода в щите на корпус электроприбора может попасть 220 в. Правильное решение будет, если создать отдельный контур заземления, что весьма проблематично в многоэтажных домах.

Подключение питающего кабеля

Питающий кабель имеет три жилы разного цвета. Фаза подключается на ввод защитного автомата. Она может быть белой, красной или коричневой. Синий ноль соединяется с соответствующей шиной, а желтая с зеленой полосой идет на клеммную колодку заземления. Аналогичная операция проделывается с проводами в помещениях. Только провод фазы подключается к нижней части автомата защиты, соответствующего данной группе.

Монтаж электрощитка своими руками осуществить значительно проще, если все автоматы с верхней стороны фазы соединять между собой шинопроводниками. Их называют гребенками, и при выборе следует обращать внимание на сечение, которое не должно быть менее 10 мм2. Некоторые производители продают их дешево за счет снижения толщины жилы.

Они надежней, чем куски провода, которые применяли ранее.

Защита от поражения электрическим током

Чтобы защитить человека от действия тока при неожиданном контакте с оголеннным проводником и корпусом электроприбора, в щитке устанавливается устройство защитного отключения (УЗО). При одновременном прикосновении к фазному проводу и заземленному токопроводящему корпусу отключается подача электроэнергии. Для квартиры ток срабатывания выбирается 30 мА. Он не опасен для человека, хотя и вызывает неприятные болевые ощущения. От короткого замыкания он не срабатывает. Поэтому в электрической цепи вместе с ним должен быть подключен автомат. Если использовать дифференциальный автомат, он выполняет функцию обоих устройств, срабатывая не только на короткое замыкание, но и на утечку тока.

Влажные помещения и мощные потребители снабжаются отдельными УЗО или дифавтоматами. Во влажной среде в деревянных конструкциях даже ток 30 мА может вызвать возгорание. В таких зонах проводка требует особого внимания и защиты.

Подключение к приборам

Удобно, когда на каждом контуре стоит отдельный автомат. При необходимости его всегда можно отключить. Предпочтительной является такая разбивка точек подключения:

  • группировка розеток в каждом помещении;
  • освещение по комнатам;
  • индивидуальное подключение к стиралке, бойлеру, электроплите, посудомойке.

Самые мощные автоматы устанавливаются ближе к главному.

Электрическое подключение собранного оборудования электрощитка производится следующим образом. Отводящие клеммы счетчика соединяются со входом главного выключателя. От него провод подключается шлейфом к дифференциальным выключателям, а от них отводится к потребителям энергии. Между собой сверху автоматы объединяются соединительной гребенкой. Она надежней перемычек из провода.

Электроприборы снабжаются своими средствами защиты, начиная от самых простых плавких предохранителей и кончая электронными. Автоматы щитка в основном служат для защиты проводки.

Монтаж трехфазного электрощитка

На входе стоит вводной автомат, а за ним устанавливаются трехфазный счетчик и дифавтомат, после чего питание равномерно распределяется по контурам нагрузки.

Трехфазное подключение имеет некоторые отличия. Если общая мощность составляет 15 кВт, то затем она делится на 3. На каждую фазу будет приходиться по 5 кВт. Автомат ставится 3-х или 4-полюсный. При превышении тока на одном из них выключается все.

Нагрузку стараются распределить равномерно, но это не всегда получается. Никто в текущий момент не может точно сказать, что включено в ту или иную розетку. Но распределение все же сделать необходимо. При этом следует оставлять запас по мощности.

Применение УЗО в многофазном варианте создает проблемы и целесообразно только в случае очень ограниченного бюджета. Здесь лучше сразу установить дифавтоматы, что делает систему дороже. Зато с последующими переключениями по изменению схемы не будет сложностей.

Монтаж трехфазного электрощитка своими руками требует специальных знаний и навыков. При изменении схем подключения и вводе новых контуров необходимо поддерживать равномерность нагрузки на каждой фазе. Грамотная установка предусматривает применение кросс-модуля, представляющего собой шины в изолированной закрытой коробке. К ним подключаются фазы и нулевой провод, а затем делаются необходимые разветвления. На один ввод можно подключить несколько выводов к потребителям. Устройство надежно крепится на планку и значительно экономит труд по электромонтажу. Сверху располагается прозрачная крышка для визуального контроля.

Заключение

Для современной энергонасыщенной жизни в квартире необходим электрощиток. Он предназначен для распределения электроэнергии по квартире и защиты человека от поражения электрическим током.

Обладая специфическими навыками, можно монтаж электрощитка выполнить своими руками.

fb.ru